Пиво

← Обратно к новостям
11 июня 2019, 10:20

Александр Кирилюк (Samuel Smith’s): «В России пиво ещё не “подняло” свой статус до гастрономического напитка»

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Александр Кирилюк (Samuel Smith’s): «В России пиво ещё не “подняло” свой статус до гастрономического напитка»

Пивоварню Samuel Smith’s можно назвать образцом английской классики, экспонатом истории пивоварения, сохранившимся с конца XIX века и неподвластным волнам крафтовой революции. Profibeer поговорил с экспорт-менеджером пивоварни по СНГ, Восточной Европе и Скандинавии Александром Кирилюком о том, как меняется потребитель не меняющейся со временем пивоварни, и о том, насколько важен для пивной культуры фуд-пейринг.

«Не всегда вкусного пива достаточно для хорошей презентации»

Сейчас все проводят презентации пива: любой новый сорт, новый импорт обязательно презентуется. Но нет ли такого, что люди просто приходят на презентацию, а потом к этому пиву больше не возвращаются?

На российском рынке мы представлены уже почти два с половиной года. И постоянные презентации — это, наверное, больше тренд столиц: Москвы, Питера. В регионах все-таки еще хорошо реагируют, особенно если приезжают иностранцы. А вот насколько это помогает продажам — от города к городу меняется. Иногда это очень хорошо помогает, иногда эффект не так заметен. Но в целом, как говорят наши партнёры из SVAM Group, презентации дают хороший эффект, особенно в регионах. Например, в Воронеже хороший результат получился благодаря организации локального дистрибьютора — «Элит Бир». Для презентации они согласовали хорошую локацию, подобрали идеальное сочетание закусок, в общем, все на высоком уровне.

Что должно быть в презентации, чтобы она была эффективной?

— Во многом всё зависит, в первую очередь, от рассказчика. Не всегда интересного ассортимента, вкусного пива достаточно для хорошей презентации. Презентация — это не просто дегустация, это коммуникация между рассказчиком и людьми, которые это пиво пьют. Плохой рассказчик может «завалить» хороший продукт. Так что презентация — это, прежде всего, человек, который её проводит, а потом уже продукт.

Есть ли разница — сам пивовар презентует, или, например, менеджер?

Всё зависит от человека, от того, насколько комфортно он себя чувствует в роли презентующего. Есть пивовары, которым это легко даётся, и им это нравится. А есть люди, которые просто замкнутся в себе и будут рассказывать совсем неинтересные вещи, или, наоборот, будут рассказывать очень сухо, очень мало, потому что просто боятся аудитории. Поэтому менеджер может сделать хорошую презентацию. Но только если он знает свое дело, знает нишу и расширяет свой кругозор, не зацикливаясь исключительно на своем продукте.

«К пиву Samuel Smith’s люди приходят уже с некоторым пивным бэкграундом»

Каков сейчас потребитель Samuel Smiths?

Пожалуй, это «средний плюс» и по доходу, и по возрасту. Я не могу сказать, что молодёжь пьёт наше пиво (за исключением одного сорта – шоколадного стаута: он покоряет и молодые сердца). Я думаю, что наша линейка более традиционная и люди к этому пиву приходят уже с некоторым пивным бэкграундом — пьют крафтовое пиво, пробуют, дегустируют разные сорта. Со временем люди открывают для себя не только экстремальные сорта от молодых крафтовых пивоварен, но и то, откуда всё это пошло. Ещё есть те, кто побывал в Англии, попробовал там наше пиво и остаётся нашим фанатом.

Нет ли у молодой публики предубеждения к европейской классике? Что это скучное пиво, которое ничем не удивит?

Да, но люди постарше, которые уже несколько лет пробыли в крафте, видят, что уже все крупные крафтовые пивоварни, в том числе и российские, запустили лагеры. Все понимают, что потребитель так или иначе сместится к более питкому пиву. Всегда будут люди, которые пьют только экстремальные сорта, только крепкие стауты и тому подобное. Но среднестатистический потребитель — даже тот, который любит крафт, — движется в сторону более классического, но качественного продукта. И тут, наверное, как раз выступаем в игру и мы. То есть если крафтовые пивоварни только начинают варить классические лагеры, не экстремальные вариации стаутов и портеров, то у нас есть эти сорта, которым уже более 130 лет.

«Желание сохранить своё наследие — это образ жизни»

Но все-таки меняется ли как-то пивоварня со временем? Подстраивается под новые требования в плане ассортимента, технологий?

Скорее нет, чем да. Samuel Smith’s — это особая пивоварня, которая пытается сохранить своё наследие. И это намного больше, намного глубже, чем просто отсутствие новинок, нежелание менять что-то в производстве. Это образ жизни. Последняя новинка была у нас в 2012 году – это шоколадный стаут. До этого новинок не было десяток лет, с момента выпуска сидра в начале 2000-х. А производство — это вообще последнее, что модернизируется на пивоварне. Большая часть производственного оборудования, то есть до момента розлива, не менялась уже более века.

Значит, крафтовых коллабораций не ждать от вас?

Это очень-очень маловероятно. У пивоварни настолько консервативный подход, что мы не экспортируем кеги. На данный момент у нас нет такого экспортного продукта как разливное пиво. Проблема заключается в контроле качества пива. Бутылку легче контролировать, на неё с меньшей вероятностью повлияют различные факторы. Мы дорожим тем, чтобы наш продукт был единым. Нас, как классическую, традиционную пивоварню ценят за стабильность и баланс. И если стараться продавать больше и быстрее, то можно потерять контроль и ухудшить качество. И я сейчас говорю не о производстве, а про контроль реализации. Поэтому на данный момент мы экспортируем только бутылку.

За границей вообще нет розлива?

Было несколько экспериментов с Америкой. Вообще с Америкой мы работаем с 1978 года, со времён, когда там только появились первые крафтовые пивоварни. После 40 лет сотрудничества, в 2018 году, мы в качестве эксперимента по просьбе нашего американского партнёра отправили две партии кегового пива: овсяный стаут, который в Америке занимает первое место по продажам, и наш сезонный сорт Winter Welcome Ale, который мы варим к сентябрю, к зимнему сезону. Но эти эксперименты на данный момент прекратились, и больше пока на розлив мы не поставляем.

«Дешёвый импорт создаст новую нишу для качественного зарубежного пива»

Стало ли сложнее конкурировать в свете того, что в России снизились таможенные пошлины и появилось очень много дешевого импорта?

Нам — нет, потому что мы все-таки находимся в другом ценовом сегменте. Мне кажется, здесь ситуация схожая с приходом на рынок крупных компаний. Например, AB InBev, можно сказать, «построила» бельгийскую категорию. Раньше люди массово не пили Бельгию, потом они начали пить Hoegaarden по доступной цене, и в конечном итоге они перешли на другое бельгийское пиво. И сейчас мы видим, что в России бельгийская категория — третья по объему после Германии и Чехии.

Поэтому я думаю, что тут произойдет то же самое: дешевое импортное пиво «подключит» какую-то новую аудиторию. Не то, что люди с более дорогого импортного пива перепрыгнут на более дешевое, а наоборот, люди, которые пили локальный масс-маркет, попробуют масс-маркет зарубежный, и так со временем перейдут к более локальным, региональным пивоварням Германии и Чехии. Ну и дальше сместят свое внимание, может быть, и на Британию.

Насколько сложно импортировать пиво в Россию?

Это дико сложно. Это настолько сложно, что ещё с осени прошлого года планировали начать импортировать нашу фруктовую линейку и сидры, и только сейчас она приехала на таможню.

В чем была проблема?

Нужно было выстроить длинную цепочку коммуникаций и донесения информации для пивоварни. Это одна из причин, почему на Samuel Smith’s появился я — человек, который говорит на русском и понимает кухню пивоварни и может быстро донести, что нужно сделать для подготовки документов. А когда компания-импортер пытается донести что-то до пивоварни, дело очень сильно затягивается, потому что там не понимают, насколько сложное у нас законодательство. Оно настолько сложное, что некоторые пивоварни даже отказываются от экспорта, чтобы не ввязываться в эту бумажную волокиту. Для понимания простоты работы внутри Европейского союза — например, Чехия. Я приехал в Чехию, провёл одну встречу, мы договорились обо всем – всех всё устроило: ассортимент, ценовая политика и т.д. Я выслал ещё раз письменное подтверждение, и мы начали работать на следующей же неделе. Никаких документов – они выбрали ассортимент пива, прислали 10 полей данных о своей компании: регистрационный номер, данные НДС и транспортной компании. На этом все.

А на украинском, белорусском рынке вы представлены?

На украинский рынок мы сейчас заходим, с июня 2019 года мы там будем представлены. На белорусский рынок мы сейчас пытаемся зайти — представили пиво на крафтовом фестивале в Минске. Но, опять же, главное здесь — документация, и мы ищем пути для того, чтобы использовать российский сегмент, так как Беларусь находится в Евразийском экономическом союзе. Соответственно, существует единая система контроля импортной продукции, и, возможно мы сможем ускорить этот процесс и использовать текущие сертификаты российского импортера SVAM Group. Надеюсь, что в скором времени в Беларуси тоже появимся.

Есть ли какие-то трудности с сохранением качества бутылочного пива на пути поставки?

Да, но для этого мы пастеризуем наше пиво. Не все согласны, что это очень аутентично, не все согласны, что это не влияет на вкус. Но в этом моменте мы приняли решение в пользу стабильности. Пожалуй, это единственный момент, когда мы в первую очередь подумали не о вкусе, а о стабильности. С пастеризованным пивом все-таки проще работать.

«Люди пока разделяют эти два момента – потребление вкусной еды и потребление пива»

Становится ли сложнее конкурировать с российским крафтовым пивом? Все-таки у нас качество растет.

Да, качество российского крафта растёт, но, наверное, он нам не конкурент. Крафтовое пиво всё-таки славится экстремальными сортами, более интенсивными вкусами и ароматами. Такие вещи обычно стоят дороже, выбиваются за наш ценовой сегмент. Надо выдержать в дубовых бочках, засыпать несколько десятков килограммов фруктов — это все стоит много денег. Соответственно, маленький объем дает большую цену. А если они обращаются к традиционным стилям — к лагерам, пильзнерам, пейл-элям, — то, конечно, тут конкуренцию с нами сложно удержать. Потому что наш опыт больше, чем у крафтовых пивоварен — во всех странах, не только в России.

Насколько важна для продвижения пива тема фуд-пейринга? И сложно ли в России развивать это направление?

Это очень сложно. Прежде всего, наверное, из-за культурного кода. Для большинства людей до сих пор пиво остается негастрономическим продуктом. Даже для людей с высоким доходом, которые побывали в других городах, других странах, пиво ещё не «подняло» свой статус. Они всё равно предпочитают с высокой или гастрономической кухней пить вино. Этот барьер очень сложно сломать, поэтому Россия ещё в самом начале пути к фуд-пейрингу.

Мне эта тема очень близка, мне очень нравится, что можно найти интересные сочетания с пивом. Например, все предпочитают вино с сыром, но, на мой взгляд, сыр с пивом сочетается намного лучше. Можно найти много интересных вариаций, поэтому на Западе эта культура достигла довольно высокого уровня развития. На фуд-пейринг обращают внимание, выходит много материалов, пивовары, шеф-повара все больше обращаются к этой теме. Появились «мишленовские» заведения с хорошей подборкой пива. Но у нас она в очень-очень зародышевом состоянии.

Но все-таки развивается?

По чуть-чуть развивается, очень, очень не спеша. Люди пока еще не сочетают пиво с едой, они просто приходят вкусно поесть и выпить отдельно. Они пока разделяют эти два момента – потребление вкусной еды и потребление пива. Им нравится то, что это все под одной крышей, они могут вкусно поужинать и потом попить пива. Но они пока не приходят съесть, к примеру, телячьи щечки непосредственно с красным фламандским элем. Такого еще нет.

Но благодаря таким заведениям, как, например, московский Beer Happens, фуд-пейринг развивается и в России. На мой взгляд, это уникальный формат с точки зрения того, что у них нет другого алкоголя, кроме пива, и есть гастрономическая кухня. Они с этим форматом живут уже более трех лет. Это уникальное место: они были одними из первых и до сих пор сохранили свою концепцию. Есть люди, которым действительно нравится прийти в заведение, покушать вкусную еду и сочетать это с пивом.

В Санкт-Петербурге эту тему развивает .DREAMTEAM: «Траппист», «Фарш и бочка», «Пивная карта» — заведения, которые стали своего рода локомотивами в движении культуры фуд-пейринга. Они очень часто привозят мировых шеф-поваров, которые гастролируют, из Владивостока вызывали шефа ресторана Zuma — очень хорошего ресторана паназиатской кухни. И вот эти люди строят понемногу фуд-пейринг: сначала вывели на новый уровень пивную культуру, а теперь добавляют к ней гастрономию.

0 2480
Поделиться
Лица
Кирилюк Александр Анатольевич

Колумнист Profibeer.

Комментарии 0
18 сентября 2019
Маргаритинская ярмарка (Архангельск)

С 18 по 22 сентября в Архангельске пройдёт традиционная международная Маргаритинская ярмарка.

19 сентября 2019
2-й «Балтийский АЛКО Конвент» (Санкт-Петербург)

19-20 сентября 2019 года в Конгресс-центре международного конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум» в Санкт-Петербурге состоится Второй «Балтийский АЛКО Конвент», или BALCON.

20 сентября 2019
Фестиваль хмеля и солода (Липецк)

C 20 по 22 сентября в Липецке, на набережной реки Воронеж, в рамках гастрономического фестиваля «Вкусный город» пройдёт пивной фестиваль.

Лучшее
2 79684
Пивные бокалы: руководство начинающего биргика