Пиво

← Обратно к новостям

Закон о торговле: чем принятый депутатами вариант поправок отличается от правительственного?

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Закон о торговле: чем принятый депутатами вариант поправок отличается от правительственного?

19 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», внесенный группой депутатов под руководством Ирины Яровой.

Это решение стало неожиданностью для игроков розничного рынка, так как параллельно в Правительстве РФ при участии всех заинтересованных сторон обсуждался еще один законопроект: предполагалось, что Правительство обсудит с депутатами поправки к их законопроекту, и рассматривать Дума будет именно компромиссный вариант. Однако депутатский проект одобрил сначала профильный комитет, а затем и Госдума.

— Законопроект носит исключительно регулирующий характер. Наша задача как законодателей – предложить правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающих продовольственную безопасность, в рамках которых договорные отношения не будет носить характер понуждения, дискриминации, а будут создавать условия для объективного развития производителя, поставщиков и торговых сетей. Во всем мире государства предпринимают дополнительные меры регулирующего характера, которые устраняют дискриминацию между субъектами разной экономической силы. Несомненно, сложно расставаться с теми правилами, которые создавали преференции, привилегии, возможность диктата. Речь идет в данном случае о торговых сетях. Сегодня государство предлагает не понуждение и репрессии, а добропорядочные отношения, которые выгодны всем субъектам этой деятельности, — сказала Ирина Яровая, подводя итог обсуждению законопроекта на пленарном заседании.

 

Портал Profibeer, имея в своем распоряжении оба варианта проекта, сравнил их основные положения.

Оба законопроекта определяют понятие «торговая сеть» как «совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации», но проект группы Яровой определяет еще два важных понятия:

10) ярмарка – форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров цен;

11) услуги по продвижению товаров – услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальных выкладок, исследования потребительского спроса, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров, а равно путем оказания логистических услуг, в том числе по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки указанных товаров.

Основное нововведение депутатского проекта, которое вызвало наибольшие возражения у представителей торговли и не было включено в проект правительства, касается так называемых ретробонусов. В соответствии с принятым в первом чтении проектом, совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой сети, и платы за услуги по продвижению, не может превышать 3% от стоимости приобретенных товаров, при этом акциз и НДС исключаются из базы, на основании которой рассчитывается бонус.

Выплата каких-либо иных видов вознаграждений обоими законопроектами не допускается.

Второе фундаментальное нововведение депутатов касается сроков оплаты товаров. Депутатский законопроект их сокращает: для товаров со сроком годностью до 10 дней вместо 10 рабочих дней устанавливается 5; для товаров со сроком годности до месяца – с 30 календарных дней до 20; для товаров со сроком годности больше месяца, а также для алкоголя российского производства, вместо 45 календарных дней устанавливается 35. Кроме того, вносится следующее изменение: срок оплаты отсчитывается не от дня приемки, а от дня фактического получения. И, наконец, депутаты запрещают включать в договор поставки условие о возврате нереализованных продуктов с истекшим сроком годности.

— Кредитный ресурс – самый актуальный вопрос в любом предпринимательском сообществе. По факту сегодня наш производитель получает деньги за поставленную продукцию в зависимости от сроков годности товаров — 10, 30 и 45 дней. Мы полагаем, что фактически это беспроцентное кредитование торговых сетей, — подчеркнула госпожа Яровая и добавила, что возврат нереализованной продукции с истекшим сроком годности – это дискриминационная практика.

Депутатский проект обязывает торговые сети и поставщиков уведомлять региональные УФАС  обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% от цены поставленных продовольственных товаров, а также включает в список основных показателей эффективности реализации программ развития торговли «создание условий для расширения спроса на товары российских производителей товаров».

Оба законопроекта запрещают включать услуги по продвижению, а также понуждение к обращению за такими услугами к третьим лицам, в условия договора поставки, а также заключать договора, по которым товар передается на реализацию без перехода права собственности на него. Кроме того, в обоих вариантах предусмотрено увеличение срока давности по административным правонарушениям в сфере торговой деятельности с двух месяцев до года.

— Практика ФАС показывает, что срок давности в 2 месяца фактически не позволяет привлекать к ответственности торговые сети за нарушение закона. Сегодня ФАС прекращает 88% дел из-за истечения срока давности, — комментирует Ирина Яровая.

Что касается изменений в КоАП РФ, касающихся наказания за нарушение установленных законом норм, то и здесь законопроект группы Яровой жестче.

Так, депутаты предлагают за нарушение порядка ценообразования установить нижние пределы наказания: штраф от 30 до 50 тыс. рублей либо дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет. За нарушение антимонопольных правил в торговле депутаты предлагают дисквалифицировать должностных лиц на срок от полугода до года (в действующей редакции закона, а также в законопроекте правительства, возможность дисквалификации не предусмотрена). Кроме того, депутаты вводят еще одно основание для привлечения к ответственности – повторное в течение года совершение аналогичного правонарушения. В данном случае наказание будет серьезнее: для должностных лиц – штраф 50-200 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических – штраф 3-5 млн рублей. Законопроектом правительства дисквалификация должностных лиц и более строгое наказание за повторное нарушение не предусмотрены.

С полными текстами обоих вариантов проекта можно ознакомиться по ссылкам под материалом.

0 2005
Поделиться
Лица
Яровая Ирина Анатольевна

Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции.

Комментарии 0
13 ноября 2018
Brau Beviale 2018

С 13 по 15 ноября в Нюрнберге (Германия) пройдет 55-я Европейская специализированная выставка технологий производства и упаковки готовых напитков.

16 ноября 2018
Фестиваль безалкогольного пива S0BER FEST (Москва)

16 ноября в Москве, в рестобаре «Борода» (Покровка, 16) пройдёт первый в России фестиваль безалкогольного пива S0oBER FEST.

17 ноября 2018
Winter Craft Beer Fest (Киев)

17 ноября в Киеве, на территории ВДНХ (павильон № 3, пр. Академика Глушкова, 1), пройдёт Winter Craft Beer Fest — фестиваль, посвящённый зимним сортам пива.

Лучшее
1 25432
Пять хмелей крафтовой революции