Пиво

← Обратно к новостям

Закон о торговле: чем принятый депутатами вариант поправок отличается от правительственного?

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Закон о торговле: чем принятый депутатами вариант поправок отличается от правительственного?

19 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», внесенный группой депутатов под руководством Ирины Яровой.

Это решение стало неожиданностью для игроков розничного рынка, так как параллельно в Правительстве РФ при участии всех заинтересованных сторон обсуждался еще один законопроект: предполагалось, что Правительство обсудит с депутатами поправки к их законопроекту, и рассматривать Дума будет именно компромиссный вариант. Однако депутатский проект одобрил сначала профильный комитет, а затем и Госдума.

— Законопроект носит исключительно регулирующий характер. Наша задача как законодателей – предложить правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающих продовольственную безопасность, в рамках которых договорные отношения не будет носить характер понуждения, дискриминации, а будут создавать условия для объективного развития производителя, поставщиков и торговых сетей. Во всем мире государства предпринимают дополнительные меры регулирующего характера, которые устраняют дискриминацию между субъектами разной экономической силы. Несомненно, сложно расставаться с теми правилами, которые создавали преференции, привилегии, возможность диктата. Речь идет в данном случае о торговых сетях. Сегодня государство предлагает не понуждение и репрессии, а добропорядочные отношения, которые выгодны всем субъектам этой деятельности, — сказала Ирина Яровая, подводя итог обсуждению законопроекта на пленарном заседании.

 

Портал Profibeer, имея в своем распоряжении оба варианта проекта, сравнил их основные положения.

Оба законопроекта определяют понятие «торговая сеть» как «совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации», но проект группы Яровой определяет еще два важных понятия:

10) ярмарка – форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров цен;

11) услуги по продвижению товаров – услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальных выкладок, исследования потребительского спроса, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров, а равно путем оказания логистических услуг, в том числе по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки указанных товаров.

Основное нововведение депутатского проекта, которое вызвало наибольшие возражения у представителей торговли и не было включено в проект правительства, касается так называемых ретробонусов. В соответствии с принятым в первом чтении проектом, совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой сети, и платы за услуги по продвижению, не может превышать 3% от стоимости приобретенных товаров, при этом акциз и НДС исключаются из базы, на основании которой рассчитывается бонус.

Выплата каких-либо иных видов вознаграждений обоими законопроектами не допускается.

Второе фундаментальное нововведение депутатов касается сроков оплаты товаров. Депутатский законопроект их сокращает: для товаров со сроком годностью до 10 дней вместо 10 рабочих дней устанавливается 5; для товаров со сроком годности до месяца – с 30 календарных дней до 20; для товаров со сроком годности больше месяца, а также для алкоголя российского производства, вместо 45 календарных дней устанавливается 35. Кроме того, вносится следующее изменение: срок оплаты отсчитывается не от дня приемки, а от дня фактического получения. И, наконец, депутаты запрещают включать в договор поставки условие о возврате нереализованных продуктов с истекшим сроком годности.

— Кредитный ресурс – самый актуальный вопрос в любом предпринимательском сообществе. По факту сегодня наш производитель получает деньги за поставленную продукцию в зависимости от сроков годности товаров — 10, 30 и 45 дней. Мы полагаем, что фактически это беспроцентное кредитование торговых сетей, — подчеркнула госпожа Яровая и добавила, что возврат нереализованной продукции с истекшим сроком годности – это дискриминационная практика.

Депутатский проект обязывает торговые сети и поставщиков уведомлять региональные УФАС  обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% от цены поставленных продовольственных товаров, а также включает в список основных показателей эффективности реализации программ развития торговли «создание условий для расширения спроса на товары российских производителей товаров».

Оба законопроекта запрещают включать услуги по продвижению, а также понуждение к обращению за такими услугами к третьим лицам, в условия договора поставки, а также заключать договора, по которым товар передается на реализацию без перехода права собственности на него. Кроме того, в обоих вариантах предусмотрено увеличение срока давности по административным правонарушениям в сфере торговой деятельности с двух месяцев до года.

— Практика ФАС показывает, что срок давности в 2 месяца фактически не позволяет привлекать к ответственности торговые сети за нарушение закона. Сегодня ФАС прекращает 88% дел из-за истечения срока давности, — комментирует Ирина Яровая.

Что касается изменений в КоАП РФ, касающихся наказания за нарушение установленных законом норм, то и здесь законопроект группы Яровой жестче.

Так, депутаты предлагают за нарушение порядка ценообразования установить нижние пределы наказания: штраф от 30 до 50 тыс. рублей либо дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет. За нарушение антимонопольных правил в торговле депутаты предлагают дисквалифицировать должностных лиц на срок от полугода до года (в действующей редакции закона, а также в законопроекте правительства, возможность дисквалификации не предусмотрена). Кроме того, депутаты вводят еще одно основание для привлечения к ответственности – повторное в течение года совершение аналогичного правонарушения. В данном случае наказание будет серьезнее: для должностных лиц – штраф 50-200 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических – штраф 3-5 млн рублей. Законопроектом правительства дисквалификация должностных лиц и более строгое наказание за повторное нарушение не предусмотрены.

С полными текстами обоих вариантов проекта можно ознакомиться по ссылкам под материалом.

0 2446
Поделиться
Лица
Яровая Ирина Анатольевна

Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции.

Комментарии 0
23 августа 2019
3-й Astra Craft Weekend (Астрахань)

23 и 24 августа 2019 года на летней площадке отеля «Азимут» (ул. Кремлевская, 4) пройдет Третий астраханский крафтовый фестиваль ASTRA CRAFT WEEKEND.

24 августа 2019
Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair (Ижевск)

24 августа 2019 года в Ижевске пройдёт Четвёртый Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair.

24 августа 2019
Craft Depot Fest 2019 (Москва)

Фестиваль Craft Depot Fest пройдёт 24 августа в Москве, на территории бизнес-квартала «Арма».

Лучшее
0 27711
Vermont, NEIPA, Milkshake – одно и то же или три разных стиля?