Пиво

← Обратно к новостям
19 ноября 2018, 14:08

«Штрафной» напиток или альтернатива газировке? Слабо- и безалкогольное пиво ищет своё место на рынке

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
«Штрафной» напиток или альтернатива газировке? Слабо- и безалкогольное пиво ищет своё место на рынке
фото: Jason Hoffman/Thrillist

Совсем недавно крафтовые пивоварни соревновались, кто сварит самое крепкое пиво. Но потребители уже устали от десятиградусных сортов, которых помногу не выпьешь, и хотят пить что-нибудь слабоалкогольное (или вообще без градуса), но при этом не менее вкусное. Колумнист Thrillist Кейт Берно поговорила с пивоварами о том, каким они видят будущее слабо- и безалкогольного пива.

Всем нравятся сессионные IPA. Крафтовые лагеры наконец-то получили заслуженную оценку. «Опрокидываемость» теперь стала положительной характеристикой крафтового пива. Десять лет назад в крафтовом мире правили «имперские» стили — пивоварни выпускали тройные IPA и десятиградусные версии всех существующих стилей. В 2018 году эта гонка алкогольных вооружений в основном затихла. Но, несмотря на коллективную любовь американских потребителей к легко пьющемуся пиву, как только крепость его падает ниже 4%, их уже не так легко уговорить попробовать его.

— Погоди, тут всего 2,8%? – фыркнул мой друг, когда пару лет назад я предложила ему заказать Jester King Le Petit Prince. – И оно стоит столько же, сколько другое пиво?

Он утверждал, что существует точка, в которой пиво — не важно, насколько оно вкусное – становится слишком питким. (Несколько недель спустя я была удивлена, увидев, как тот же товарищ открыл 2,4-градусный радлер Stiegl. Потом он налил туда рюмку джина.) Он не одинок в этом убеждении. Конечно, американцам нравится, когда пиво вкусное, но дивная комбинация, солода хмеля и дрожжей становится ещё лучше от того, что она опьяняет, тащит наши стеснительные задницы на танцпол и чуть-чуть повышает готовность попеть в караоке.

Хотя такое отношение у американцев превалирует, некоторые пивоварни считают, что это не единственный возможный вариант. Возможно, они заметили рост популярности слабоалкогольных коктейлей или «моктейлей» в коктейльном мире, или то, что лёгкое и низкокалорийное пиво хорошо идёт у крупных пивоварен. Каковы бы ни были причины, пивовары постепенно начали выпускать слабо- и даже безалкогольное крафтовое пиво, проверяя, насколько потребители готовы пить ячменные напитки, от которых нельзя опьянеть. Хотя рынок пока довольно небольшой (около 100 млн долларов в год), пивовары говорят, что им некуда деваться, кроме как расти.

В других странах рынок слабо- и безалкогольного пива значительно отличается от американского. В среднем американском продуктовом магазине на полке с безалкогольным пивом будут те же пыльные массовые лагеры, которые стояли там 30 лет назад (к сожалению, я знаю это по своему опыту).

Но за рубежом выбор шире, и потребители всё это действительно покупают. По данным Euromonitor International, с 2011 по 2016 год в Германии потребление безалкогольного пива подскочило на 43%, несмотря на то, что в целом потребление пива сократилось. А Китай лидирует в плане безалкогольных инноваций – почти 30% новых пивных брендов, запущенных в 2016 году, были безалкогольными.

Якоб Грам Элсинг, директор по производству Mikkeller, говорит, что пшеничный эль Drink’in The Sun, со всего лишь 0,3% алкоголя, в прошлом году стал самым высокоприбыльным их пивом. Но в США его пока нигде нельзя купить.

— Думаю, наше безалкогольное пиво будет хорошо продаваться в США, — говорит Элсинг. — Я знаю, что в США большой спрос на безалкогольное пиво, потому что мало пивоварен варят его хорошо. Производство нашего требует технологии, которую мы пока не можем использовать в Сан-Диего, но в определённый момент мы хотим начать его варить в США.

Элсинг говорит, что Америка уже готова к безалкогольному пиву, и теоретически данные поддерживают его слова. По данным правительственной статистики, за прошлый месяц 44% взрослых американцев не пили алкоголь. Соединим это с числом пьющих людей, которые хотят пить меньше — и получится большая потребительская база людей, которые готовы покупать слабо- или безалкогольное пиво… если большинство из преобладающих на рынке вариантов будут не отстойными. И если друзья перестанут высмеивать тех, кто пьёт такое пиво.

— Есть две основные стигмы, которые безалкогольному пиву нужно преодолеть, — говорит основатель пивоварни Athletic Brewing Company Билл Шафельт. Они варят только безалкогольное пиво разных стилей, например, гозе и IPA.

— На безалкогольной полке за последние 30 лет ничего не изменилось, так что цель – хотя бы заставить людей снова на неё посмотреть. К безалкогольному пиву относятся как к «штрафному» напитку, который никто не станет пить по доброй воле, и задача в том, чтобы побудить людей попробовать его. Когда люди попробуют, они поймут. Они скажут: «Да, вот это бы я пил иногда», — продолжает Шафельт.

«Иногда».

Для пивоваров, начинающих свой бизнес, это звучит как сомнительный комплимент. Но все производители безалкогольного пива, с которыми я общалась, воспринимают «иногда» как похвалу. Перефразируя рекламный слоган Goose Island, они не хотят быть единственным пивом, которое вы пьёте, они просто хотят быть пивом, которое вы пьёте.

— Первая волна поклонников – это те, кто по каким-либо причинам решил отказаться от алкоголя. Но вторая волна – это те, кому нравится крафтовое пиво, но они не готовы выпить двойной IPA, который просто опрокинет их со стула, — говорит Таммер Зейн-Эль-Абедейн, который вместе с женой Донной Хоки основал безалкогольную пивоварню, после того как у неё обнаружили рак, и она перестала употреблять алкоголь. Пивоварня Surreal варит пиво в Калифорнии с июня.

— Наша цель – быть частью большего движения к тому, что однажды я смогу приехать на любую местную пивоварню или в тапрум и найти там безалкогольное пиво — как сегодня я могу прийти в любую кофейню и заказать латте без кофеина, потому что уже шесть вечера, а я не хочу бодрствовать всю ночь. Безалкогольное пиво может стать чем-то вроде кофе без кофеина — оно отвечает особым требованиям и при этом столь же вкусное, как обычный продукт.

Пивовары раз за разом повторяли в разговорах со мной: «Наше пиво пьют не только трезвенники. Наше пиво пьют и любители пива в ситуациях, когда они не хотят напиваться».

— Чего я хочу достичь, и это один из главных вызовов для меня — создать безалкогольное пиво, которое будет привлекать потребителей традиционного пива, кого-то вроде меня, кому нравится хорошее пиво, но у него ещё много дел, — говорит пивовар Athletic Джон Уокер, который ушёл с традиционной пивоварни Second Street, чтобы варить безалкогольное пиво. — У меня дети, им нет ещё семи лет, и я могу выпить хорошего пива и не напиться. Есть моменты, когда хорошо запьянеть, но есть и моменты, когда просто хочется выпить вкусного пива.

Конечно, слабоалкогольное пиво означает меньше опьянения, и меньше вероятности похмелья. Но есть ещё один повод пить их с удовольствием — большинство из них менее калорийные. Всё потому, что содержание алкоголя в пиве обычно коррелирует с калорийностью: меньше крепость – меньше калорий.

Хотя средний потребитель крафтового пива может этого не замечать, крупные пивоварни видят большой потенциал низкокалорийных сортов пива для «активного стиля жизни». Michelob Ultra стал самым быстрорастущим брендом в США, когда в марте представил 200-миллилитровые бутылки с гордым заявлением, что в них всего лишь 55 калорий и 1,5 г углеводов. Сравните это с 9,5-градусным DIPA, где, в зависимости от содержания остаточного сахара, в тех же 200 мл может быть около 150 калорий).

Но и малые пивоварни хотят заполучить этих увлечённых фитнессом потребителей пива. В 2010 году Кейтлин Ландесберг, основательница Sufferfest Beer Company (её девиз «Потеть за пиво»), работала в компании Strava и готовилась к многокилометровым трейловым забегам. Ей хотелось выпить с друзьями после 30-километровой пробежки, но при этом хорошо чувствовать себя, зашнуровывая кроссовки следующим утром.

— Так много людей говорили: «У меня нет аллергии на пиво и глютен, но я хочу найти баланс между необходимостью тренироваться и нежеланием обходиться посредственным пивом», — говорит она. — Много таких людей, как я — кто хочет упорно тренироваться, но не готов идти на компромиссы в выборе пива.

Содержание алкоголя в сортах Sufferfest варьируется, но самое лёгкое их пиво, кёльш, содержит 3,5% алкоголя, 95 калорий и 5 г углеводов на 350 мл. (А, и кстати, в нём содержится перга, так что утренний протеиновый коктейль может обойтись без этой полезной добавки.)

Тренд на здоровый образ жизни стал мощным драйвером развития рынка слабо- и безалкогольного пива – пивоварни даже хвастаются содержанием в пиве витаминов и питательных веществ и его потенциалом восстановительного напитка.

В этом смысле образцом для них может стать комбуча. Зейн-Эль-Абедейн первым в разговорах со мной упомянул эту очевидную параллель – он говорит, что комбуча проложила путь на рынок слабо- и безалкогольному пиву. Сегодня в барах и на пивоварнях можно встретить на кранах один-два вида комбучи, и по цене почти как пиво. Может, это будет и не самый востребованный сорт, но его выбирают потребители, ищущие здоровые безалкогольные напитки, которые они могут выпить вместо пива.

Этот аргумент — «как пиво, но не пиво» — во многом объясняет успех радлера Stiegl – 2,4-градусной смеси цитрусового сока и лагера. Когда его в 2012 году впервые завезли в мой родной Чикаго, мне не удавалось купить его, потому что как только бело-оранжевые банки попадали в продажу, их тут же раскупали. И это несмотря на низкую крепость и «импортную» цену.

— Он по-прежнему хорошо продаётся, несмотря на то, что действительно дорого стоит в пересчёте на алкоголь, — говорит Майк Дойл, главный менеджер компании Louis Glunz Beer, которая импортирует Stiegl и поставляет его в окрестности Чикаго. — Он играет в пивном пространстве, он продаётся в пивном пространстве, но на самом деле это утоляющая жажду альтернатива газировке. Он даже захватывает то, что мы называем солодовыми напитками со вкусовыми добавками [алкогольные газировки, алкогольные зельтеры].

Но не обязательно быть триатлетом на кетодиете, чтобы выбирать слабо- или безалкогольное пиво. Как говорят пивовары, дело не в том, чтобы пить меньше, а в том, чтобы быть способным выпить больше пива. В ситуациях, когда раньше вам приходилось закругляться с выпивкой, или заказывать на ланч холодный чай, теперь у вас есть варианты, которые на вкус как пиво. Потому что это и есть пиво.

— Petit Prince действительно поднялся — до недавнего времени он продавался плохо, но теперь он по какой-то причине разогнался, — говорит сооснователь Jester King Джеффри Стаффингс. — Многие люди, которых я могу назвать пивными супер-гиками, говорили мне: «Petit Prince отличный, я сегодня за рулём, спасибо, что у вас есть такое пиво», или «Это последнее пиво на сегодня, спасибо, что у вас есть что-то слабее 3%».

Нужно спросить у того моего друга, не заказывал ли он Petit Prince в последнее время… И понадобилась ли ему рюмка джина.

0 2527
Поделиться
Комментарии 0
27 января 2019
Российский финал конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies

27 января в Москве, в ресторане «Поплавок» (Мясницкая 7, стр.1) состоится российский финал Международного конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies. Начало — в 15 часов.

11 февраля 2019
«Продэкспо-2019»

11-15 февраля в выставочном комплексе «Экспоцентр» пройдёт 26-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо».

12 февраля 2019
Алкоконгресс и Винный форум

12 февраля в рамках выставки «Продэкспо-2019» состоятся XIV АлкоКонгресс и V Винный форум.

Лучшее
4 13282
Как создать собственный рецепт пива. Часть первая – цель