Пиво

← Обратно к новостям
04 июня 2018, 12:15 — Inc.

Бизнес-история: как появилась пивоварня Alaska

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Коллаборация Alaska и Ollenaut, Катуков – второй справа
Коллаборация Alaska и Ollenaut, Катуков – второй справа фото: Пивоварня Alaska

Деловое издание Inc. опубликовала материал о Юрии Катукове, основателе пивоварни Alaska. Profibeer приводит самые интересные выдержки из статьи.

Старт с дистрибуции

На идею открыть пивоварню Юрия Катукова натолкнуло реалити-шоу на канале Discovery, о быте американских пивоваров: «Я подумал — блин, вот это жизнь. Люди работают руками, любят свой продукт и при этом хорошо зарабатывают». Его партнер Алексей Кокарев идею поддержал: в середине 2014 года он вернулся из путешествия по США, где крафтовое пиво, о котором в России только начинали узнавать, уже было на пике популярности.

Начать решили с малого — ввозить крафтовое пиво из-за рубежа и продавать его российским барам и магазинам. Сели в машину и поехали по пивоварням Прибалтики — приезжали на местные пивные фестивали, знакомились с участниками и тут же били по рукам. «Россия — интересный рынок, никто из прибалтийских производителей на нем представлен не был. Все они были довольно молодыми бородатыми людьми на одной волне с нами, поэтому найти общий язык оказалось несложно», — рассказывает Катуков.

«Аляска» в цифрах

14 млн рублей – первоначальные инвестиции.

1,8 млн рублей — выручка за месяц.

350 тыс. рублей — прибыль за месяц.

50 рублей – себестоимость одного литра пива, сваренного на «Аляске».

120 тыс. литров в год – мощность пивоварни.

Не возникло проблем и с клиентами — с 2015 года в Москве начался бум крафтовых баров, которые нуждались в поставщиках. Партнеры зарегистрировали ООО «3К Проекты» («Катуков, Кокарев и компания») и заключили 10 эксклюзивных договоров на поставку прибалтийского и европейского пива в Россию. Нашли компанию, которая доставляла грузы из Европы, и агента по растаможке, арендовали часть склада в Москве — на старт ушло около 1 млн рублей личных накоплений партнеров.

В месяц «3К Проекты» привозили в Россию около 4 т пива (выручка составляла около 1 млн рублей), но за год работы выйти в плюс так и не удалось, — всю прибыль съедали остатки, которые приходилось распродавать по себестоимости или утилизировать.

– Официальные сроки годности на крафтовое пиво составляют в среднем не более 180 дней, остаточный срок годности поставляемого клиентам пива не должен быть менее 70%. В результате около 15% партии стабильно оставалось у нас на складе и распродавалось со скидками, — вспоминает Юрий.

Поиск инвестиций

Катуков просчитал все возможные риски и решил, что на запуск понадобится 14 млн рублей, включая подушку безопасности на полгода. В этот момент из дела вышли два других партнера.

Чтобы полностью взять процесс управления в свои руки, нужно было где-то взять еще 7 млн рублей. По совету жены Катуков поехал к отцу. Отец согласился помочь сыну. Катуков-старший вложил в предприятие 7 млн рублей — почти все свои накопления. Эту сумму Юрий обязался вернуть в течение нескольких лет с небольшими процентами.

– На меня ложилась огромная ответственность. Одно дело — свои деньги, другое — деньги родителей, которые они копили всю жизнь, — рассказывает Катуков. —  Мы решили, что если прогорим, продадим пивоварню за полцены, вернем вырученное отцу, а цену ошибки полностью возьмем на себя.

В 2016 году Юрий закрыл ООО «3К Проекты» и зарегистрировал новую компанию — «Катуков и сын», — поделив доли пополам с отцом. С супругой они придумали название Alaska: «Мы хотели ассоциировать бренд с Россией, но отдать дань американским традициям крафтового пивоварения. Где-то на пересечении и родилась «Аляска».

Запуск своего производства

Предприниматель накупил иностранную литературу и записался на частные уроки в пищевую академию МГУПП, параллельно изучал ролики о домашнем пивоварении на YouTube. Первую пивоваренную установку собрал из подручных средств: 19-литровых бутылок из-под питьевой воды, медных трубок и большой кастрюли. В магазине «МирБир» купил фасованные солод и хмель, бутылки и пробки. На все ушло 40 тыс. рублей. Пока учились, вместе с женой сварили 9 сортов.

Европейские и китайские установки стоили дорого, поэтому Катуков договорился с челябинским заводом «НОМАС», который согласился изготовить оборудование на заказ за 8 млн рублей и 4 месяца, — а сам занялся поиском подходящего помещения. Задача оказалась сложной: по требованиям СанПиН, пивоварня может располагаться только на первом этаже, должна присутствовать отдельная канализация, вентиляция и мощная электропроводка, пол должен быть с разуклонкой и сливными трапами, материалы — сертифицированными под пищевое производство. Но сложнее всего оказалось найти арендодателя, готового не только заключить долгосрочный договор аренды, но и зарегистрировать его в Росреестре.

Подходящий вариант нашелся в городе Железнодорожный: цех площадью 150 кв. м с потолками высотой 9 м в бывшем Институте средств связи Юрий арендовал за 85 тыс. рублей в месяц, договор заключил сразу на 5 лет. Однако помещению требовался ремонт.

Отдельные системы канализации для производственных помещений и для персонала, ванные, наливной пол и обшивка стен обошлись в  2,5 млн рублей. В разгар ремонта неожиданно свалилась масса бумажной работы.

– В налоговой нужно было зарегистрировать обособленное подразделение, подать бумажки в местную налоговую, заключить договор с бухгалтерией, которая будет заниматься финансами, потому что один я бы это не вытянул. Подавать ежеквартальные отчеты произведенных литров, проданных литров, декларации — бумаг просто целое море, можно заниматься только ими.

В пищевой академии Катукову посоветовали специалиста, который помог с планировкой и подбором оборудования, но до первой варки не доработал — на другой пивоварне ему предложили долю в бизнесе.

– Было реально страшно: производство вот-вот стартанет, а от тебя уходит главный технолог. Но я принял для себя категорическое решение: никого в свой бизнес не пускаю, поэтому пришлось расстаться, — говорит Юрий.

Катуков взял на полставки технолога Ольгу Борисову — в тот момент она работала на пивоварне Seven Hills, запуск которой всё время откладывался. А чтобы ей не пришлось в одиночку таскать 25-килограммовые мешки с солодом и закидывать сусло в варочный аппарат, нанял помощника, — им стал водитель, который раньше развозил для Катукова пиво по московским барам.

Под руководством Борисовой он подключил и откалибровал все оборудование и в ноябре 2016 года, через полгода после возникновения идеи, запустил производство — но первая же варка превратилась в ад.

– Полностью забилась канализация, мы ходили по колено в воде, вычерпывали воду ведрами и параллельно пытались следить за процессом варки, — вспоминает Юрий. — Мы начали в 7 утра, а в 4 утра следующего дня я отпустил команду и полез прочищать засоры.

Несмотря на все беды, ему удалось сварить 8 тыс. литров пива.

Выход на рынок

Первая презентация пива, по словам Катукова, оказалась провальной: средняя оценка составила 3,2 пункта из 5.

– Там собрались в основном пивные гики, которых надо было удивить чем-то эдаким. А у меня в первой варке были «питкие» сорта без изюминки, которые заходят на рынок лучше всего. Но гиков не волнует, как ты будешь продавать, им нужна экзотика. Это нормально: первые, так называемые «притирочные» варки чаще всего не берут, т.к. никогда не удается реализовать задуманное на новом оборудовании». В конечном счете, ставка на классику оправдалась: пиво согласились взять несколько десятков баров.

Помогли и связи на пивном рынке, признает Катуков: он прошелся по базе контактов, сохранившихся со времен дистрибуции, и заключил договоры с несколькими барами и магазинами. Однако к моменту, когда пиво было готово к реализации, бары уже закупились в преддверии Нового года и не хотели брать новинки. Первые два месяца после запуска «Аляска» работала в минус (по данным СПАРК.Интерфакс, за 2016 год убыток ООО «Катуков и сын» составил 1,2 млн рублей) — спасала подушка безопасности, предусмотренная бизнес-планом.

В феврале 2017 года удалось выйти в плюс, а через полгода после запуска «Аляска» стала приносить по 150-200 тыс. рублей прибыли в месяц. Тогда же у компании появились первые партнеры-дистрибьюторы в Москве, Петербурге, Иркутске, Ярославле и др. Сейчас пивоварня работает с десятком дистрибьюторов, которые обеспечивают около 40% объема продаж.

Планы

После первых успехов предприниматель решил расширяться. Он арендовал еще 50 кв.м. в соседнем цеху, сделал там второй этаж, чтобы снизить расходы на аренду (теперь платит 130 тыс. рублей в месяц) и докупил оборудования на 3 млн рублей. В компании работает уже 10 человек — менеджеры по продажам, подсобные рабочие, экспедиторы. Сейчас Alaska выпускает в месяц до 18 тонн пива и приносит 2 млн рублей выручки и около 350 тыс. рублей прибыли. Часть этих денег он отдаёт отцу в счет займа (сейчас это 70 тыс. рублей, но сумма растет пропорционально прибыли).

В планах Юрия Катукова еще один этап расширения — он надстраивает над пивоварней второй этаж, чтобы варить до 20 тонн пива в месяц, и запустил собственное приложение для дистрибьюторов, помогающее отслеживать и быстро заказывать актуальные остатки на пивоварне. И мечтает построить еще одну пивоварню — на этот раз уже на своей земле: «Хочется домик на берегу речки и пивоварню рядом — семейный бизнес, который можно будет оставить детям».

0 3625
Поделиться
Лица
Катуков Юрий Валерьевич

Генеральный директор, импортер крафтового пива BeerDelivery.ru, основатель крафтовой пивоварни Alaska.

Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
0 7452
Мнение: почему пивовары должны правильно определять стили своего пива