Пиво

← Обратно к новостям
13 декабря 2017, 14:55 — Quartz

Экономисты: мир больше нельзя делить на пивные и винные страны

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Экономисты: мир больше нельзя делить на пивные и винные страны

Quartz публикует отрывок из книги Йогана Свиннена и Девина Бриски «Пивономика: как пиво объясняет мир» (Beeronomics: How Beer Explains the World), посвященный тому, как с течением времени в разных странах меняются привычки потребления алкоголя.

«Страна не может существовать, если у нее нет пива и авиакомпании. Еще может пригодиться какой-нибудь футбольный клуб или ядерное оружие, но, как минимум, нужно пиво». Фрэнк Заппа

Хотя пиво старше современных национальных государств на несколько тысяч лет, его производство и продажа долгое время были связаны с политической мощью и влиянием – от роли, которую играли монастыри в Средние века, до важности налогообложения пивоварения в финансировании завоеваний Британской империи. Неудивительно, что националистические движения XIX века также полагались на любовь к пиву. Ирландские республиканцы распространяли свои идеи посредством песен, которые пели в сельских пабах за кружкой «Гиннесса». Чешские и немецкие пивные в этнически разнообразной Богемии стали местом, где жители устанавливали связи и улаживали конфликты.

Всё это по-прежнему определяет наше восприятие того, какие страны сегодня пьют больше всего пива. Думая о Германии, мы представляем одетых в ледерхозе баварцев, которые поднимают литровые кружки с пивом на Октоберфесте. Британия вызывает мысли о лондонцах, которые после работы стремятся в пабы, чтобы пропустить по пинте портера или светлого эля. А в Бельгии знатоки пива дегустируют сладкие аббатские эли из богато украшенных стеклянных кубков.

Пиво играет такую важную роль в общественной жизни этих наций ввиду их исторически сложившихся географических и имущественных характеристик. Климат в самых известных пивных странах умеренный. В Британии и Германии нет теплого средиземноморского климата, нужного для виноделия. Но нет в них и таких холодных зим, которые свойственны странам Северной и Восточной Европы, где преобладает крепкий алкоголь. География оказала очевидное историческое влияние на производство и потребление алкоголя, так же как и культура, религия и экономика.

Какова же судьба мифических пивных народов в интегрированной мировой экономике?

Пивные страны: миф или реальность?

Забудем о ледерхозе: какая же страна потребляет больше всего пива? Мировое потребление пива долгое время было сосредоточено в трех странах – США, Британии и Германии. В 1960 году эти три страны выпивали больше половины всего пива в мире. Пять лет спустя, в 2010-м, на их долю приходилось уже меньше четверти. Что же случилось?

Ответ прост: Китай, Россия и Бразилия.

За последние десять лет Китай сместил США с позиции первого пивного рынка в мире, Россия вытеснила Германию, а Бразилия – Британию.

Эти наблюдения говорят о больших переменах на мировом пивном рынке, но не о том, что их вызвало. Может быть, потребление пива сократилось в ведущих странах и возросло в развивающихся экономиках? Или оно выросло в странах, где традиционно потребляли другие напитки – крепкий алкоголь или вино? Оказывается, все три причины верны. В пивных странах рынок сокращается, а в развивающихся странах и в странах, где традиционно употребляли вино и крепкий алкоголь, — растёт.

Пока в развивающихся странах потребление пива растёт быстрыми темпами, в странах, которые исторически были крупнейшими пивными рынками, наблюдается прямо противоположный тренд. В таких странах, как Бельгия, Соединённое Королевство, США, Германия, потребление пива на душу населения значительно росло после Второй мировой, в 60-х-70-х годах. Но рост оказался не вечным. Пик был достигнут в 70-х-80-х — в зависимости от страны. С тех пор потребление пива снижается. Это снижение стало долгим (в Бельгии – почти 40 лет) и глубоким (со 145 до менее чем 100 литров на душу населения в Германии). Исключением стали США. Так как в США намного активнее иммиграция (а значит, и рост населения), общее потребление пива не упало, несмотря на то, что потребление на душу населения значительно снизилось.

Что же вызвало эти перемены? Тот факт, что Китай и Россия начали потреблять больше пива после перехода от коммунизма к капитализму, позволяет предположить, что экономическая идеология имеет значение. Наше исследование, проведённое совместно с экономистом Лисбет Колен, ранее работавшей в университете Лёвена, а теперь – в Еврокомиссии, предполагает, что связь существовать может, но непрямая. Мы видим два основных фактора: это экономический рост (доходы) и глобализация.

Потребление пива и доходы

Что происходит, когда у людей становится больше или меньше денег? Экономисты и психологи спорят о влиянии экономических рецессий на паттерны потребления алкоголя. Психологи полагают, что потребление алкоголя (в частности, избыточное) во время рецессий увеличивается — как реакция на стресс от экономического упадка. Однако экономисты утверждают, что, так как во время рецессии доходы людей сокращаются, у них остаётся меньше денег, и таким образом потребление пива падает. Дональд Фримен, экономист из университета Сэма Хьюстона в Техасе, при помощи разных методик проанализировал различные наборы данных и пришёл к выводу, что, как минимум, для США, данные говорят следующее: потребление пива падает при снижении доходов, и наоборот, но эффект этих изменений умеренный.

Но подобные исследования обычно фокусируется на ближайшей перспективе – в конце концов, рецессии обычно длятся всего пару лет. А как насчёт отдалённого будущего? Видим ли мы ту же взаимосвязь между доходами и потреблением во время, например, Великой депрессии? Наше исследование показывает: вероятно, нет.

Связь между доходом и потреблением пива не фиксирована: она меняется, когда страны становятся богаче.

Другими словами, в бедных странах, таких как Китай, рост доходов влияет на потребление не так, как в богатых странах, таких как США. В развивающихся странах в последние десятилетия присутствует явный рост потребления пива – это период быстрого роста доходов в большинстве стран. Однако в более богатых пивных нациях, таких как Германия, США и Бельгия, где доходы также росли, потребление пива меняется по-другому. Получается то, что экономисты называют «инвертированной U-образной корреляцией».

Если люди бедны и становятся богаче, они могут себе позволить тратить больше и потребляют больше пива. Но в определённый момент этот тренд достигает поворотной точки, и потребление пива начинает сокращаться, хотя доходы растут.

Глобальное сближение вкусов

В «Улиссе» Джеймса Джойса Леопольд Блум заявляет: «Неплохая головоломка: пересечь Дублин и не натолкнуться на кабак». Кажется, что на изогнутых булыжных улицах ирландской столицы пабы повсюду. У местных жителей есть свои излюбленные места, а недавно приехавшие вскоре понимают: мало что отличает один тёмный паб и подаваемое в нем пиво от другого. А пинта «Гиннесса» после работы принимается как должное. Разве не так?

В последние годы Дублин стал магнитом для иностранных инвесторов и благодаря низким корпоративным налогам привлёк штаб-квартиры международных компаний. Стеклянные небоскрёбы транснациональных корпораций изменили пейзаж города, а среди старых пабов былых времён начали появляться просторные винные бары с трендовым интерьером, винами из разных стран и дегустационными меню.

Дублин – не исключение. Модные винные бары открываются и в Лондоне, и в Брюсселе. По мере того, как традиционные пивные нации богатеют, они могут себе позволить пить более экзотические импортные напитки, такие как вино и крепкий алкоголь. Жители традиционно пивных стран с ростом доходов больше путешествуют, пробуют разные вкусы и живут в глобализованном мире, где стоимость импортных напитков сокращается. В свете космополитичных вкусов и сокращения стоимости импортных вин традиционный дедушкин пильзнер выглядит старомодным, и новые поколения выбирают что-нибудь более экзотичное – вино или крепкий алкоголь.

Интересно, но в странах, где традиционными напитками были крепкий алкоголь или вино, тренд обратный. Пока дублинцы и берлинцы пьют всё больше вина, россияне, французы и итальянцы по-другому стали смотреть на пиво. С ростом доходов в традиционно винных и крепкоалкогольных странах мы видим рост потребления пива.

Пивной мир

Концепция пивных (Ирландия и Бельгия), винных (Испания и Италия) и водочных (Россия и Польша) стран – в прошлом. Глобализация сделала привычки потребления алкоголя более однородными, чем они были во времена наших предков. Влияние этого на пивоварни и винодельни неоднозначно. Те, кто фокусировался в основном на местном рынке, столкнулись с разделением рынка, и многим пришлось закрыться.

И напротив, те пивоварни, которые смотрели шире границ своих родных стран, увидели, что сокращающийся местный рынок можно заменить на глобальный. Сегодня Heineken, Guinness, Corona и Stella Artois доступны по всему миру. Бельгия – хороший пример этих перемен. Бельгийские пивоварни хорошо адаптировались к изменению рыночных условий. Хотя потребление пива внутри Бельгии значительно снизилось, производство пива выросло – оно отправляется на экспорт в традиционно винные и крепкоалкогольные страны.

Глобальная конвергенция вкусов меняет привычки. Нации, которые долгое время потребляли основную часть алкоголя в виде одного традиционного напитка, сегодня в больших количествах потребляют нетрадиционные для них напитки. Сегодняшние потребители в выборе напитка не ориентируются на географию и традиции предков.

0 1281
Поделиться
Комментарии 0
21 мая 2019
XXVIII Международный форум «ПИВО-2019» (Сочи)

21-23 мая в выставочном центре гранд-отеля «Жемчужина» пройдёт 28-й Международный форум «ПИВО-2019». 

25 мая 2019
Minsk Home Brewers' Festival

25 мая в Минске пройдёт уже девятый по счёту фестиваль домашних пивоваров. Местом проведения выбран фудкорт под открытым небом «Песочница».

31 мая 2019
VII Фестиваль крафтового пива SibCraftFest (Новосибирск)

VII Сибирский фестиваль крафтового пива SibCraftFest пройдет 31 мая и 1 июня 2019 года по адресу: г. Новосибирск, ул. Николаева, 12/2.

Лучшее
0 13593
С дымком: копченые солода в домашнем пивоварении