Пиво
← Обратно к новостямЭстонская пивоварня потроллила посетителей TCBW 2017

Эстонская пивоварня Lehe Pruulikoda провела необычный эксперимент с посетителями Tallinn Craft Beer Weekend, предложив им один из лучших в мире сортов пива под видом своей продукции. Подробнее об этом опыте в блоге рассказал пивовар Тармо Тали.
В 2007 году один из самых известных в мире скрипачей, Джошуа Белл, взял свою скрипку за 3,5 млн долларов, спустился в нью-йоркское метро и сыграл несколько пьес. За два дня до представления в метро он дал концерт в театре в Бостоне, где билеты стоили в среднем по 100 долларов, и все они были распроданы. Скрипач играл 43 минуты, мимо него прошли тысячи людей, и никто не заметил, что перед ними — выступление мирового класса.
Мы решили повторить нечто подобное в пивном мире. Мы купили сто бутылок Westvleteren 12, залили пиво в кег и предложили его гостям TCBW 2017 под видом нашего квадрюпеля. Это один из самых известных и дефицитных в мире сортов пива, на черном рынке он продается по 20 с лишним евро за бутылку и много раз признавался лучшим в мире пивом. И снова — никто этого не заметил. Но, надо отдать должное, некоторые пивные гики уловили подлинный характер этого пива. Остальные же посетители поставили невысокие оценки – с такими оценками оно не вошло даже в верхнюю половину рейтинга 150 фестивальных сортов.
Что же произошло? Все мы — самозванцы и лицемеры? К счастью, нет. Нас обманывает собственный мозг. На то, что мы ощущаем, сильно влияют контекст и ожидания. Я и сам пивовар и знаю, что я ужасно необъективен. Если моя пилотная варка на вкус окей, то она отстойная. Если она кажется мне приличной, то она едва ли нормальная. А если я думаю, что она исключительна, то велика вероятность, что это пристойное пиво.
С этим ничего особо не сделаешь. Если вам хочется найти в пиве побочный вкус, вы его найдете. Если вы хотите, чтобы оно было классным, оно будет классным. Если вы хотите, чтобы пиво было посредственным — будет посредственным. Конечно, бывает пиво с очевидными дефектами, но оно редко попадает в продажу, потому что контроль качества постоянно улучшается.
Но если тут ничего не поделать, то зачем же я это пишу? Если мы не можем ничего сделать с нашими ошибками суждений, мы можем иметь их в виду. Можно учитывать, что на сенсорный опыт влияют ожидания и контекст. Я вижу, как крафтовое движение идёт в направлении, которое мне особо не нравится. Ценятся не разнообразие, креативность и умения — внимание привлекают самые редкие и высоко оцениваемые сорта.
Недавно в одном из таллинских баров я встретил старого приятеля. Он поднял бокал и сказал: «Ratebeer 100/100». А не «Это отличный темный стаут с шелковистым ощущением во рту и сбалансированными кофейными и шоколадными нотами жареного солода», или не «Это фантастический IPA с ароматом тропических фруктов, приятной сохраняющейся горечью и легким налетом солодовости в послевкусии». Ничего подобного, просто рейтинг.
Я предлагаю принцип, дерзко позаимствованный из истории, который можно назвать sola cervisia — «только пиво». Никто не должен говорить вам, каким на вкус должно быть ваше пиво. Только вы и пиво — ничего больше. Вам не нужно ничье разрешение на то, чтобы исследовать мир крафтового пива.
Это обычный человеческий фактор, для многих имя производителя говорит гораздо больше, чем его реальное качество. Поэтому многие непопулярные и не разрекламированные сорта пива мы и не знаем на вкус, а они ж наверняка, ну пусть не все, но некоторые достойны стать любимыми.