Пиво

← Обратно к новостям
05 декабря 2016, 10:32 — Good Beer Hunting

Развод с траппистами: история бельгийской пивоварни St. Bernardus

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Развод с траппистами: история бельгийской пивоварни St. Bernardus

Брэндан Карни в блоге Good Beer Hunting рассказывает о своем визите на пивоварню St. Bernardus, когда-то варившую пиво для монахов Вествлетерена, а затем построившую собственный бренд.

В начале 90-х трапписты аббатства святого Сикста в Вествлетерене в первый раз после Второй мировой сварили в монастыре коммерческую партию пива. Монахи Бельгии начали объединяться, началось обсуждение создания Международной траппистской ассоциации. Через пять лет появился логотип «Настоящий траппистский продукт» — Authentic Trappist Product.

— Это был дружеский развод, — говорит директор по маркетингу и продажам пивоварни Brouwerij St. Bernardus Марко Массарелла. – У нас есть «дети», поэтому нужно общаться друг с другом.

St. Bernardus, расположенный в Ватау, в 12 километрах от Вествлетерена, в 1946-1992 годах варил Trappist Westvleteren по лицензии монахов аббатства святого Сикста.  В дегустационном заде St. Bernardus с тех пор сохранился плакат с надписью Brouwerij Sint Bernardus: alleenvervaardiger van de bieren van de abdij van West-Vleteren («Пивоварня Sint Bernardus, единственный производитель пива аббатства святого Сикста в Вествлетерене»).

Соглашение подошло к концу с окончанием срока лицензии в 1992 году. В Вествлетерене построили новую пивоварню, но St. Bernardus смог сохранить рецепты, по которым они 46 лет варили пиво, в том числе рецепт Westvleteren 12, признанного RateBeer лучшим пивом в мире в 2006, 2007, 2010, 2012 и 2013 годах.

 — St. Bernardus Abt 12 до сих пор варится по рецепту, который дали монахи в 1946 году. Но это не то же пиво. Мы берем воду из разных источников. Кроме того, Вествлетерен теперь использует другие  дрожжи – из Вестмалле, — а мы пользуемся оригинальной культурой дрожжей, — рассказывает Марко.

Два аббатства

St. Bernardus расположена в живописной фламандской сельской местности в двух километрах от французской границы.

— Наша пивоварня связана с двумя траппистскими монастырями, — говорит Пассарелла. — Первый дал нам имя, а второй – пиво.

Через границу, во Франции, находится аббатство Мон-де-Ка. В его центре, на холме, стоит небольшая церковь святого Бернара. В 1904 году монахи, чтобы скрыться от гонений, устроили убежище Богоматери святого Бернара по другую сторону границы, в Ватау. Чтобы заработать на жизнь, они начали делать сыр. В 1934 году ферма была продана Эваристу Деконинку, который продолжил делать сыр под брендом Sint Bernardus.

В те времена Деконинк частенько играл в карты в кафе, где его партнерами были мэр и другие важные люди, в том числе и аббат Вествлетерена.

— После Второй мировой войны аббатству нужны были деньги на ремонт, и они начали рассматривать идею продажи пива. Монахи хотели сфокусироваться на Ora et Labora – правиле ордена бенедиктинцев, «Молись и трудись». Они хотели больше молиться и меньше заниматься мирскими делами.

Чтобы монахи могли заниматься своими монашескими делами, трапписты предложили Деконинку варить и продавать пиво от лица аббатства. Аббатство снабдило Деконинка и St. Bernardus техническими ноу-хау: направили к ним своего пивовара – поляка-мирянина Матье Зафрански, а также передали рецепты и – самое главное – дрожжи.

Время кризиса

Первоначально Деконинк договорился с аббатством о лицензии на 30 лет, с 1946 по 1976 год, но в 1962 году, когда дочь Деконинка выходила замуж, было решено продлить соглашение еще на 30 лет, до начала 1992 года.

— Дочь Эвариста Деконинка вышла за Гая Клауса, и их венчал аббат Вествлетерена, — говорит Пассарелла. – Тогда он согласился продлить лицензию. Гай Клаус был из Генка. Я ходил с ним в одну школу – его отец был горным инженером, и работал на той же шахте, что и мои отец и дед.

В 80-х годах Клаус, новый владелец St. Bernardus, попытался еще раз продлить лицензию, но бельгийские трапписты начали формировать свой клуб, Международную траппистскую ассоциацию. Этот клуб дал ход амбициозному проекту по постройке пивоварни в аббатстве Вествлетерен.

— Гай Клаус и его семья, прежние владельцы St. Bernardus, знали, что скоро потеряют звание траппистской пивоварни, и перестали в нее инвестировать. Производство сильно сократилось, и пивоварня была выставлена на продажу. Но покупать ее никто не хотел: пивной рынок Бельгии трансформировался под влиянием крупных компаний. Это было время настоящего кризиса, — рассказывает Пассарелла.

После окончания лицензии пивоварня продолжила варить пиво под своим названием, St. Bernardus, но дело шло плохо.

— Пиво было хорошим, но никто во всей Бельгии не знал бренд St. Bernardus. Все знали Вествлетерен и аббатство святого Сикста, и все знали, что монахи сами начали варить пиво. И зачем было покупать какой-то St. Bernardus?

В 1998 году бизнесмен из Куурне искал, куда вложить деньги, которые он заработал на продаже компании, и узнал от местного банкира, что продается пивоварня St. Bernardus.

— Я приехал и взял несколько ящиков пива, позвал друзей попробовать. Никто из них не слышал о St. Bernardus, но пиво им понравилось, — говорит Ганс Депипере. В том же году он купил пивоварню, но сумму сделки не раскрывает.

— Когда он сюда приехал, ему пришлось много вложить в оборудование. И сегодня с тех времен здесь ничего не осталось, кроме рецептов и ноу-хау. С тех пор не сохранилось ничего из оборудования, — рассказывает Пассарелла.

Один из тысячи – подмигивает

Сегодня отношения между монахами и St. Bernardus стабильные и уважительные. После окончания действия лицензии в 1992 году обе стороны договорились об условиях сотрудничества.

— Когда нужно, мы обращаемся к Вествлетерену. Возглавляет пивоварню брат Йорис, мы всегда к нему обращаемся, если нужно что-то обсудить. Они иногда направляют людей к нам, и мы направляем людей в их кафе. Солнце светит всем, — рассказывает Марко Пассарелла.

St. Bernardus согласился никогда больше не использовать на своих бутылках слова Trappist, Sint Sixtus или Westvleteren и не наносить на этикетку изображение монаха.

— Мы создали нового персонажа. У него на голове нет шапочки. Он не в рясе. Назовем его не монахом, а средневековым советником.

Но если не считать одежду и шапочку, то улыбающиеся лица на бутылках до 1992 года и после идентичны. Согласен ли Пассарелла с тем, что фигуры очень похожи, и что люди легко могут подумать, что это все же монах?

— Да, — признает он. — Это возможно, ведь мы стараемся оставаться близко к созданному нами бренду, но при этом не обижать монахов и не нарушать закон.

На столе лежат листы напечатанных этикеток с улыбающимся персонажем.

— На одной из тысячи этикеток лицо подмигивает, — говорит Пассарелла. — Когда я людям об этом рассказываю, они сразу же проверяют свою бутылку и начинают искать ту, на которой персонаж подмигивает.

Важнее всего – люди

Пассарелла – не просто маркетолог. Он — правая рука владельца и лицо пивоварни для всех – от потребителей и СМИ до других пивоварен. Он познакомился с владельцем пивоварни, Хансом Депипере, будучи на своей предыдущей работе – он продавал ксероксы.

— Я продал Хансу ксерокс по очень выгодной для моей прежней компании цене – и тогда он захотел нанять меня.

Депипере – молчун. Кроме St. Bernardus, он владеет тремя ресторанами в Ватау и тремя пивоварнями в Польше. Недавно он договорился с Руди Гекьером с Rodenbach о начале нового пивоваренного проекта в расположенном неподалеку Ипре, где пивоварня построена в казематах, которые во время Первой мировой использовали как убежище. В первую же встречу с Пассареллой Депипере разглядел его коммуникационные навыки и активность и понял, что он поможет вывести бренд на новый уровень.

— Если кто-то может меня убедить за 15 минут,  то я просто обязан его нанять, — говорит Депипере. — И я так и сделал.

Пассарелла работает на St. Bernardus 12 лет. Его работа позволила St. Bernardus занять место в центре Бельгийской ассоциации семейных пивоваров. Он построил прочную сеть дистрибьюторов, импортеров, ретейлеров, владельцев баров и барменов в Бельгии и по всей стране.

— Это наши поклонники. Хотя мы и малы, наш «отдел продаж» составляет около 5000 человек, может, немного больше.

Когда Пассарелла в 2004 году начал работать на пивоварне, производство было на том же уровне, как и когда Депипере купил пивоварню в 1998 году (80 тысяч декалитров в год). С тех пор объем производства вырос в пять раз – до 400 тысяч декалитров в 2015 году.

Отношения между владельцем и его советником тоже укрепились.

— Марко и я много путешествуем вместе, когда работаем с экспортными партнерами. Мы вместе ездим по Европе, в Америку, в Японию. Мы скорее друзья, чем коллеги, — говорит Депипере.

Квадрюпель или Abt?

Почти половину всех продаж пивоварни составляет St. Bernardus Abt 12: 60% продается в Бельгии, а 40% поставляется по всему миру.

— США определенно наш главный экспортный рынок, — говорит Пассарелла. – Хотя сегодня мы продаем пиво в 53 странах, мы следим, чтобы большая часть продавалась в Бельгии, чтобы тем, кто приехал к нам, всегда доставалось наше пиво.

Abt 12 строится вокруг богатых солодовых нот, с интенсивными хлебными, ирисовыми и карамельными вкусами, усиленными согревающим алкоголем – он отлично подходит для раздумий у камина. Для горечи добавляются хмель Hallertau Magnum, для аромата – Goldings. Большая часть хмеля растет тут же, на пивоварне – в собственном хмельнике, посаженном в 2009 году. Ухаживает за растениями хмелевод Йохан Дерийке. Собственный хмельник – это не только источник сырья, но и образовательный элемент, и маркетинговая хитрость.

— Гости могут наслаждаться пивом на нашей новой крыше с видом на хмельник, а в следующем сентябре мы проведем фестиваль хмеля. Хотя для нас это не только шоу. Мы находимся в самом сердце бельгийского хмелеводческого региона, поэтому хмель – это суть нашей местности, — говорит Марко Пассарелла.

Однако в конечном счете все сводится к размноженному штамму оригинальных дрожжей из Вествлетерена.

— Образцы дрожжей хранятся в двух университетах Лёвена – франкоязычном и нидерландоязычном. Если что-то случится, мы всегда можем обратиться к ним, — поясняет Пассарелла.

Дрожжи дают сочетание вкусов перезрелого банана, изюма, темных слив с перечными нотами. Главный пивовар Ваутер Дели работает с двумя лаборантами, которые контролируют брожение и здоровье дрожжей. Характер Abt 12 развивается за два месяца холодного созревания и две-три недели вторичного брожения в бутылке при комнатной температуре. Квадрюпель — сравнительно новое наименование для стиля пива с таким профилем брожения и уровнем алкоголя, как у Abt 12, и не все с ним согласны.

— Сегодня я называю его так. Но когда я пришел сюда 12 лет назад, я не называл его квадрюпелем, тогда это просто был Abt 12. Зачем нам все раскладывать по категориям и коробкам? Давайте просто скажем, что это хорошее пиво. Возможно, это и есть самое важное, — резюмирует Марко Пассарелла.

0 2263
Поделиться
Комментарии 0
21 мая 2019
XXVIII Международный форум «ПИВО-2019» (Сочи)

21-23 мая в выставочном центре гранд-отеля «Жемчужина» пройдёт 28-й Международный форум «ПИВО-2019». 

25 мая 2019
Minsk Home Brewers' Festival

25 мая в Минске пройдёт уже девятый по счёту фестиваль домашних пивоваров. Местом проведения выбран фудкорт под открытым небом «Песочница».

31 мая 2019
VII Фестиваль крафтового пива SibCraftFest (Новосибирск)

VII Сибирский фестиваль крафтового пива SibCraftFest пройдет 31 мая и 1 июня 2019 года по адресу: г. Новосибирск, ул. Николаева, 12/2.

Лучшее
0 17132
Никита Филиппов: «Контрактное пивоварение – это съемное жилье, рано или поздно задумываешься о собственном доме»