Всё чаще в описаниях зарубежных пивных новинок появляется интересный ингредиент — Phantasm, высушенные отходы переработки новозеландского винограда совиньон-блан. По заявлениям пивоваров, этот «волшебный порошок» помогает максимально раскрыть в пиве тропический характер.
Пиво Life
← Обратно к новостямБизнесвумен из Средневековья. Кем были и как варили пиво английские alewifes

Женщины не раз перенимали у мужчин ведущую роль в производстве и распространении пива. Их усилиями оно приобретало привычные нам вкус и форму. Сегодня мы хотим рассказать историю о том, как в средневековой Англии пивоварение сделало женщин независимыми — настолько, насколько это позволяла эпоха. А также — как людская мнительность очернила их образ, неразрывно связав его в массовом сознании с пороком, магическими ритуалами и ведьминским остроконечным колпаком.
Эль отпускает женщин на свободу
О том, что образ ведьмы из современной массовой культуры многое позаимствовал у жительницы средневековой Англии, занятой домашним производством и продажей эля, одной из первых заметила Джудит Беннетт, историк, почетный профессор и заведующая кафедрой истории Великобритании в Университете Южной Калифорнии. Беннетт специализируется на изучении позднего Средневековья и особенно много внимания уделяет положению женщин в эту эпоху. Одним из ее самых известных трудов остается книга 1996 года «Ale, Beer, and Brewsters in England: Women's Work in a Changing World, 1300-1600» (Эль, пиво и пивовары в Англии: женский труд в меняющемся мире, 1300–1600). В том же 1996 году вышел труд исследовательницы гендерных проблем Марианны Хестер из Бристольского университета «Патриархальная реконструкция и охота на ведьм» (Patriarchal Reconstruction and Witch Hunting), в котором тоже идет речь о женщинах-пивоварах и последующем очернении их репутации в общественном сознании и искусстве того времени.
Тех, кто предлагал горожанам отведать собственного эля, в народе прозвали alewifes. Оксфордский словарь считает датой первого письменного упоминания этого слова 1393 год. Вероятней всего, «эльвайфс» овладели своим ремеслом, выполняя традиционные домашние обязанности, среди которых была задача кормить семью. Как отмечает Саймон Пенн в книге «Женщины-работницы в Англии конца XIV века», последние стали мелкими розничными торговцами, продавая товары, которые они производили для личного потребления.
Эля — то есть, слабого по крепости пива без добавления хмеля — на территории нынешней Великобритании пили много. Он употреблялся на ежедневной основе и мог заменять воду. Например, в книге учета хозяйственных нужд, датированной 1512 годом и принадлежавшей аристократической семье Перси, указывалось, что за завтраком милорд, миледи и ее фрейлины обычно выпивают по пинте пива. Еще два с половиной галлона эля поставлялось на завтрак для детей и слуг.
Не удивительно, что при таком спросе пивоварение позволяло женщинам получать хорошую прибыль и даже некоторую независимость от мужчин, пишет Джудит Беннет. Брошенные жены, вдовы или незамужние девушки порой могли содержать себя самостоятельно благодаря умению варить эль. Согласно налоговым документам, они имели более высокий уровень жизни по сравнению с другими одинокими женщинами того времени.
Тем не менее, большая часть эльвайфс были замужними. Остальные, как правило, прибегали к продаже пива временно, чтобы поправить финансовое положение, до замужества или следующего брака. Джудит Беннет изучила средневековые записи и обнаружила крайне редкие упоминания «средневековых бизнесвумен», которые никогда не были замужем и всю жизнь промышляли пивом. Исследовательница приводит их имена: Эмма Кемпстер из Бригстока, Мод Лондон из Оксфорда и Марджери де Брундалл из Норвича. Все они жили и варили пиво в 14 и 15 веках.
Супруги, занятые в пивоварении, делили между собой работу на благо семейного бизнеса. Обычно муж брал на себя общественные обязанности, выполняя функции законного представителя домашней пивоварни. Жены же заправляли процессом производства. При этом женщины часто платили гильдии пивоваров собственные налоги, которые начислялись им отдельно от их мужей.
Сосуд греха: как женщин оттеснили с пивной сцены
К концу XIV века уровень жизни в Англии несколько вырос, зерно как основной вид сырья для производства пива стало дешевле и доступнее. Так, по словам Джудит Беннер, рынок подготовился к коммерциализации. На нем оставалось все меньше места мелким торговцам с их домашней продукцией. На смену им стали приходить более профессиональные, нацеленные на бОльшие объемы и прибыль производители. Женщины, которым все же удалось задержаться в профессии, в основной массе были замужними или имели необычный для ремесленницы доступ к деньгам или капиталу.
Пожалуй, именно с этого момента репутация торговок пивом начала стремительно портиться.
Примерно в это же время, в XV столетии, часть женщин, промышляющих пивом, стала принадлежать к маргинальным слоям общества. Вытесненные конкурентами, они часто были наемными работницами и порой сами любили приложиться к стакану от нелегкой жизни.
Эльвайфс стали считаться вместилищем грехов и пороков, что нашло отражение в искусстве. Например, в цикле из 25 так называемых «Честерских пьес» для уличных театров — произведений по библейским сюжетам, написанных в городе Честер графства Чешир. В одной из них Христос спускается в ад и спасает из вечного пламени всех персонажей за исключением трактирщицы. Раскаиваясь, она признается, что любила распускать сплетни и обманывала покупателей, разбавляя напиток и не доливая пива. Поэт Джон Скелтон в своей поэме The Tunning of Eleanor Rumming и вовсе слил воедино образы торговки пивом и владелицы публичного дома. По сюжету, распущенная и злонравная Эленор Рамминг варит эль вместе со своим мужем, обманывая и обвешивая посетителей. В финале демоны уносят душу Эленор в ад. А в своей «Балладе о продавщице пива» Джон Лидгейт описывает торговку элем, которая буквально использует магию, чтобы пробудить в мужчинах желание выпить.
Шляпа, метла и пивной котел
В своей книге «Патриархальная реконструкция и охота на ведьм» Марианна Хестер отмечает, что, несмотря на многочисленные намеки на связь трактирщиц с нечистой силой, которые можно найти в литературных произведениях, доподлинно не известно, подвергались ли обвинениям в колдовстве женщины, варившие пиво в Средние века. Однако ассоциативная связь между эльвайфс и магией в общественном создании была установлена. Этому способствовали и пьянящее действие напитка, и клубы пара над котлом для затирания сусла, и травы, которые добавлялись хозяйкой в загадочное варево: долгое время пиво в средневековой Англии не содержало хмель, вместо него использовали грюйт.
Предположительно, образы ведьм, сложившиеся в искусстве, могли унаследовать от английских эльвайфс их неизменные атрибуты — метлы и остроконечные шляпы. Последние, по легенде, были нужны, чтобы торговку пивом было легко разглядеть в толпе и узнать по головному убору. А вот метлу якобы выставляли на порог дома, где варилось пиво, как приглашение зайти за напитком.
Впрочем, представлению о том, что ведьмы пользуются метлами для передвижения, больше способствовал случай, произошедший в 1453 году со священником Гийомом Эделином из Парижа. Эделин был доктором богословия, что но помешало инквизиции обвинить его в колдовстве. В ходе допроса священник признался в том, что знается с нечистой силой и летает на метле, и вряд ли его признание было добровольным.
Так или иначе, несмотря на злые языки и общественное осуждение, женщины продолжали варить пиво и продолжают делать это сегодня. Редакция Profibeer желает женщинам, занятым в пивной отрасли по всему миру, профессиональных успехов и равных возможностей с коллегами-мужчинами. Пусть ваш труд всегда будет уважаем и оценен по достоинству, а вклад — заметен.
Яна Таранова
Американская ассоциация сидроделов USACM представила новую версию стилевого руководства, кратко описывающего виды сидра и пуаре.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться