ВНИМАНИЕ
Сайт содержит информацию,
не рекомендованную для лиц,
не достигших совершеннолетнего
возраста
Вам уже есть 18 лет?
ДА
НЕТ
Главная - Аналитика - Особенности лицензирования алкогольного бизнеса в Европе
Аналитика

Особенности лицензирования алкогольного бизнеса в Европе

12.01.2016

Прежде чем приступить к обзору, напомним, какова сейчас ситуация с лицензированием в России.

Россия

В РФ выдача лицензии на производство, поставки и хранение алкогольной пищевой продукции осуществляется Росалкогольрегулированием. На данный момент пиво не лицензируется, но в рассмотрение периодически попадают соответствующие законопроекты.

Для производства алкоголя в России необходимо пройти процедуру лицензирования, правила которой таковы:

При подаче заявления необходимо приложить ряд документов и уплатить значительную пошлину (за 5 лет действия лицензии):

  • за производство, хранение и поставки этилового спирта – 6 млн  рублей;
  • за производство, хранение и поставки алкогольной продукции – 6 млн рублей;
  • за производство, хранение и поставки вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта, и другой спиртосодержащей пищевой продукции – 500 тыс. рублей;

Необходим пакет документов о технологическом оборудовании и принадлежащей заявителю недвижимости, используемой в производстве. Также заявитель обязан предоставить ряд заключений от соответствующих компетентных органов:

  • о соответствии производственных и складских помещений требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям;
  • аккредитацию лабораторией химического и технологического контроля производства;
  • сертификаты соответствия и (или) деклараций о соответствии основного оборудования.

Также для негосударственных производителей обязательно наличие уставного капитала:

  • для производства этилового спирта и алкогольной продукции крепостью свыше 15% – 10 млн рублей;
  • для производства водки – 80 млн рублей.

Для оптовой реализации алкогольных напитков крепостью более 25% соответствующая лицензия выдается аналогичным образом: при предоставлении исчерпывающей информации о деятельности заявителя, используемых площадях и технологическом оборудовании, а также уплате пошлины в размере 500 тыс. рублей (за 5 лет действия лицензии).

Для розничной реализации алкогольной продукции кроме приведения торговой площади в соответствие требованиям предпринимателю придется заплатить 200 тысяч рублей за 5 лет действия лицензии (40 тысяч рублей в год) за первую розничную точку – и 2 тысячи рублей в год за каждую последующую розничную точку.

 

Европа

Предыстория:

Лицензирование алкогольного рынка в Европе появилось в 19 веке, изначально оно не было связано с экономическими или социальными причинами. Это был политический инструмент. Лицензирование облегчало контроль над барами и тавернами, представлявшими собой площадки, где горожане могли легко встречаться, что по понятным причинам могло казаться опасным для власти в эпоху революционных идей.

Позднее сторонники лицензионного режима подводили под него экономическое обоснование. В зависимости от подхода, лицензирование обосновывалось его сторонниками самыми разными причинами: от экономического контроля до средства оздоровления населения.

Для некоторых стран лицензирование было шагом к облегчению регулирования. Там оно вводилось как альтернатива государственной монополии: Болгария, Норвегия, Литва, Польша и т.д.

В начале XX века наиболее жесткий подход к лицензированию алкогольного рынка был характерен для законодательств скандинавских стран, наиболее мягкий – для винодельческих южных стран. За последние десятилетия северные нормы значительно либерализовались, тогда как слабое регулирование на юге Европы в целом осталось неизменным, фактически выступая как желаемый образец. В целом, за последние десятилетия в развитых странах самые репрессивные ограничения были отменены.

 

Современное состояние:

К европейскому региону относятся 45 стран. В Европе можно выделить следующие виды лицензии на алкоголь: на производство, на импорт, на экспорт, на реализацию (оптовую и розничную).

Уже шесть стран полностью отказались от всех видов лицензирования алкоголя: Дания, Чехия, Греция, Израиль, Словения и Испания.

Только 14 стран требуют лицензию и на импорт, и на экспорт, и на производство, и на реализацию.

25 стран – большинство – лицензируют некоторые из этих видов деятельности, при этом среди них практически никто не лицензирует производство алкоголя. Словакия и Португалия оставили лицензии только на импорт алкоголя.

В Австрии владелец магазина сообщает о продаже алкоголя в уведомительном порядке. В Греции продажа алкоголя является частью общей торговой лицензии. В некоторых странах, где de jure существует лицензирование розничной продажи алкоголя, de facto – это формальная процедура с близким к нулю процентом получивших отказ: Италия, Молдова, Румыния, Хорватия, бары в Исландии и Венгрии.

Размеры лицензионного взноса для розничной продажи могут сильно варьироваться, в том числе в зависимости от размера магазина, торгового оборота, арендной платы. Так в Норвегии и Румынии предприниматель ничего не заплатит за получение лицензии на продажу алкоголя.

В общем и целом, процент получающих лицензию торговцев в Европе приближается к 80-90% от количества заявителей, а первичные взносы являются незначительными относительно торгового оборота.

В Европе считается нежелательным жесткое регулирование алкогольного рынка из-за того, что в его условиях происходит сокращение налоговых поступлений от реализации алкоголя. И напротив, жесткость лицензирования производства совершенно не гарантирует высокой доли налоговых поступлений. Страны постсоветского пространства, в том числе РФ, выступали в сравнительном исследовании European Comparative Alcohol Study (ECAS), основанном на работах социологов Karlsson and Österberg (2001, 2002), как хрестоматийный пример мощного черного рынка спиртных напитков, возникновение которого было спровоцировано периодами жесткого регуляторного давления.

При этом неочевидно влияние жесткого регулирования на потребление алкоголя. Показателен пример стран Скандинавии. Финляндия, Норвегия в начале XX века прошли через период сухого закона, который широко обсуждался в Швеции (где вместо него на несколько десятилетий были строго ограничены все продажи спиртных напитков). Сухой закон в этих скандинавских странах продемонстрировал свою неэффективность для снижения уровня потребления алкоголя. Сейчас эти страны сохраняют наиболее жесткое регулирование алкогольного рынка в Европе, однако оно значительно более либерально, чем в начале XX века. При этом активный импорт спиртных напитков из других стран ЕС и незначительное преимущество результатов для здравоохранения по сравнению с южными странами («винодельческой» и «пивоваренной» культур) вызывает постоянную общественную дискуссию о смягчении государственного регулирования.

С другой стороны, страны ЕС в алкогольной политике накопили позитивный опыт от использования ценовой политики в связке с изменением парадигмы потребления алкоголя для стимулирования перехода к слабоалкогольным напиткам от крепкого алкоголя.

 

Лицензирование в Великобритании:

В качестве конкретного примера подхода к лицензированию производства и продажи пива в Европе, рассмотрим Великобританию.

Великобритания – одна из первых стран, которая ввела у себя обязательное лицензирование для всех изготовителей пива (Inland Revenue Act of 1880), а в первой половине XX века был сформирован комплекс налогообложения и запретов для пивоваров.

В 1963 году министр финансов Реджи Модлинг столкнулся с ростом инфляции и необходимостью стимулировать рост и диверсификацию экономики: среди других решений, он кардинально смягчил регулирование производства пива, отменив лицензирование производства: «Прибыль [от обязательного лицензирования] очень мала и, вероятно, не покрывает затраты налоговой службы на ее сбор. Отмена процедуры оценки Schedule A дает нам возможность избавиться от этих лицензий, чтобы любой гражданин мог делать пиво так же свободно, как сейчас может изготавливать вино».

В итоге пивовары стали массово регистрироваться, и их число ежегодно стабильно растет, кроме того, появилась промышленность, изготавливающая оборудование для малого пивоварения (во время обязательного лицензирования практически не существовавшая).

Сейчас домашнее пивоварение для собственного употребления не регулируется. Домашнее  пивоварение в исследовательских или экспериментальных целях законно, если были уведомлены почтовым сообщением регулирующие органы – HM Revenue & Customs (HMRC).

Производство для коммерческой реализации предполагает прохождение весьма легкой регистрации, практически не предполагающей возможности получения предпринимателем отказа от регулирующих органов.

Для прохождения регистрации заполняется форма с детальным планом производства и обоснованной оценкой оборота будущего производства пива (с указанием методики оценки). Возможны ограничения на количество помещений и производство определенных сортов пива.

Оформление со стороны государства не должно занимать больше 14 дней. В дальнейшем регистрация действует неограниченно и повторяется только при смене собственника или формы предприятия. Пивоварни с объемом производств до 600 тыс. декалитров в год пользуются облегченным налоговым режимом.

Для продажи пива необходимо получить как лицензию для торговой точки, так и персональную лицензию для ответственного лица. Оформляется она следующим образом: заполнив форму для заявления, предприниматель отправляет ее оригинал в местный совет, уплатив пошлину, а копии рассылает в полицию и другим «ответственным властям» (в их число в разных графствах могут входить полиция, пожарные и спасательные службы, контрольная группа профсоюзов, экологи, здравоохранение, местный орган архитектурного планирования, местный орган, ответственный за безопасность детей).

В форме для заявления указывается только адрес помещения, предполагаемый график работы и планируемая программа заведения кроме продажи алкоголя.

Пошлины зависят от места расположения недвижимости и изменяются ежегодно в зависимости от рыночной цены, на 2014 год пошлина для получения лицензии для торговой точки составляет от 100 до 635 фунтов стерлингов (5,7-36,4 тыс. рублей). Ежегодная пошлина составляет соответственно 30-350 фунтов стерлингов (1,7-20 тыс. рублей).

 

Основные тезисы:

1)В Европе лицензирование является значительно более легкой и дешевой (иногда бесплатной) процедурой для бизнеса, чем в России, зачастую нося уведомительный характер.

2)В Европе существует дифференцированный подход к определению размера взносов за получение лицензии в зависимости от масштабов бизнеса.

3)Производство алкоголя в Европе практически не лицензируется.

4)Последние десятилетия в Европе наблюдается тренд все большего смягчения регулирования алкогольного рынка, вплоть до полного отказа от процедуры лицензирования.

5)Ссылаться на опыт Европы в пропаганде введения лицензирования в России совершенно некорректно, потому что, по сути, лицензирование в Европе и в России – две совершенно разные по жесткости, цене и регулирующему воздействию процедуры.

< вернуться ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Добавить комментарий

Портал Profibeer не консультирует по вопросам, заданным в комментариях. Если вам нужна юридическая консультация, пожалуйста, обратитесь в раздел консультации.

Комментарии отсутствуют
Главное
все новости
09.12.2016

8 декабря в «ОПОРЕ России» состоялось заседание Комиссии по производству и обороту пивобезалкогольной продукции. Темой обсуждения стала Концепция раздельного регулирования пивоваренной отрасли.

09.12.2016
Imbibe

Некоторые эксперты считают, что крафтовое пиво – это угроза вину, которая отбирает у него потребителей. Другие, наоборот, уверены, что пиво и вино развиваются параллельно, никак не мешая и не помогая друг другу. Кто же прав? Джошуа М. Бернстайн в журнале Imbibe рассказывает, как американские крафтовые пивовары перенимают у виноделов технологии производства и маркетинговые приемы.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
ПОДПИСАТЬСЯ