Аналитика

← Обратно к аналитике
05 декабря 2018, 11:13

Вдребезги: как кризис стекольщиков повлияет на пивоваров

Вдребезги: как кризис стекольщиков повлияет на пивоваров

В мае из-за миллионных долгов газовщики прекратили подачу на воронежский стеклотарный завод «РАСКО», снабжавший бутылкой десятки пивоваренных предприятий. Из-за отсутствия газа замерзли три стекловаренные печи, их восстановление стоит 500 млн рублей.

Что происходит?

За последние годы в России обанкротились несколько заводов по производству стеклотары. Они не смогли выплатить многомиллионные долги перед сотрудниками, поставщиками ресурсов и клиентами. И мы еще далеки от конца этого кризиса, в ближайшие годы некоторые стеклозаводы ждет такая же участь.

Как писали местные СМИ, руководство «РАСКО» сократило в Воронеже 380 работников. 31 мая было объявлено о консервации предприятия. На 4 мая долги «РАСКО» только перед «Газпром межрегионгаз Воронеж» составляли 87,7 млн рублей.

Проблемы есть и у завода «РАСКО» в Гусь-Хрустальном. Поставщик сырья для стекла «Формматериалы» дважды подавал в арбитражный суд заявление о банкротстве «РАСКО». А долги «РАСКО» перед газовиками Владимирской области в октябре 2018 составляли 59 миллионов рублей.

В подвешенном состоянии находится банкротившийся Новочеркасский стекольный завод «Актис». Список можно продолжать.

Почему стеклотарные заводы оказались под угрозой закрытия

Тяжелая ситуация в стекольном бизнесе сложилась под влиянием нескольких факторов, которые подтачивают отрасль уже почти десять лет.

Изменилась экономическая реальность

Российские стекольные заводы строились и модернизировались еще до череды экономических кризисов на заемные деньги (собственные вложения редко составляли больше 10-15%), часто иностранные. Докризисные ожидания не совпали с реальными возможностями экономики. Сейчас мощности по производству стеклотары превосходят потребность внутреннего рынка почти на 40%, а заводам не хватает средств на погашение кредитов.

Коммерческий директор производителя стеклотары «Орион» Владимир Дегтярук был свидетелем того, как зарождался кризис стекольной промышленности:

– В последние годы производители стеклотары испытывают трудности, но история возникла не сейчас. Все началось с кризиса 2008 года, который плавно перешёл в кризис 2014 года. До 2008 рынок рос, банки активно кредитовали стекольную промышленность, было построено избыточное количество стекольных заводов, возникло перепроизводство стеклотары, начался ценовой демпинг, и как итог никто не смог обслуживать эти кредиты. Одновременно произошло  увеличение процентных ставок, стоимости сырья, газа и электричества. Кроме того, основное сырье оказалось в руках монополии. Как итог, многие были признаны банкротами и закрылись, кто-то сумел рефинансироваться. Но убыток продолжал и продолжал накапливаться, так как цена на бутылку по-прежнему оставалась крайне низкой. В конечном итоге все это вылилось в ту катастрофу для отрасли, которую мы сейчас наблюдаем.

Как отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, следует учитывать специфику производства стеклотары, где практически невозможно оперативно регулировать объемы производства. Если автоматика запрограммирована на производство определенного количества бутылок в год, быстро снизить выпуск при необходимости не получится. Поэтому производителям приходится либо замораживать мощности, либо демпинговать, чтобы реализовать продукцию, пусть даже по невыгодным ценам.

Падение пивного рынка

Экономические проблемы ударили и по основным потребителям продукции стеклозаводов, особенно по пивному рынку, который страдает не только от снижения покупательской способности населения, но и от резкого ужесточения регулирования и роста акцизов.

Если в 2007 году, на пике, в России производилось 1147 млн дал пива, то с 2008 года начало резкое падение производства, которое с 2016 года стабилизировалось на уровне около 780 млн дал.

Развитие альтернативных видов упаковки

С 2008 года активно развивались отрасли по производству ПЭТ-тары и алюминиевых банок. Падение пивного рынка вкупе с развитием альтернативных упаковок привело к снижению выпуска стеклянной пивной бутылки.

Если в 2007 было выпущено около 6 млрд штук пивных бутылок, то в 2014 – меньше 2 млрд штук, – отмечает Алексей Коренев.

– Это прогресс, от этого никуда не денешься, – считает главный редактор и директор журнала «Тара и упаковка», вице-президент Национальной конфедерации упаковщиков Игорь Смиренный. – Если раньше человек ехал за город, ему приходилось тащить стекло, а теперь легкую бутылку, чтобы выпить вечером пива. Но, тем не менее, многие предпочитают пить из стеклянных бутылок – это традиции.

Борьба с нелегальной водкой

Все понимают, что стеклянная бутылка, в которую в России разливаются огромные объемы контрафактной водки, не появляются из воздуха. Скорее всего, заводы, которые ее производят, снабжают и легальные производства. Государство это поняло и начало попытки отсечь бутлегеров от рынка тары. Это осложнило жизнь некоторым российским стеклозаводам, а производителей контрафакта вынудило искать новых поставщиков бутылки, например, в Китае.

Борьба государства с контрафактом создает для отрасли стеклотары дополнительные риски. Когда в декабре 2017 года группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, дающий властям право изымать оборудование стеклозаводов в случае использования их продукции для выпуска нелегальной водки, против него выступили крупные производители бутылок. А Ассоциация производителей стеклянной тары 16 июля направила председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с просьбой доработать законопроект.

Необходимость обновления оборудования без шансов на возврат инвестиций

Производители стеклотары живут циклами – раз в 10 лет нужно менять стекловаренные печи. Для большинства российских заводов, чьи проекты создавались еще до кризиса 2008 года, этот цикл подходит к концу. Из печей выжимаются последние ресурсы, работать им осталось совсем немного.

Новые печи стоят миллиарды рублей. В сложившихся условиях далеко не все производители смогут окупить ее установку за следующий десятилетний цикл. Есть сложности и с обновлением остального оборудования.

– Оборудование для стекольной отрасли производится в странах Европейского Союза (Германия, Италия, Чехия, Франция), и это означает, что падение рубля напрямую отразилось на повышении стоимости оборудования и его ремонта для российских производителей стеклянной тары. Однако необходимо заметить, что цены выросли практически на все товары в современных условиях, – рассказывает председатель президиума Ассоциации производителей стеклянной тары Владимир Долгов.

Логично предположить, что многим собственникам сейчас выгоднее выжать из завода остатки ресурсов и обанкротить его, чем начинать модернизацию без шансов на возврат инвестиций.

Как кризис в стекольной отрасли отразится на пивоварах

Эксперты считают, что в целом пока пивоварам нечего опасаться, ситуация, когда предложение превышает спрос, скорее играет им на руку. Даже гигантские стеклотарные заводы, заточенные на миллионные тиражи, начали работать не только с крупнейшими пивоваренными компаниями, но и со средними заводами и даже малышами.

– Из-за кризиса даже гиганты начали работать с малыми пивоварами. Сегодня все производители продают тару крафтовикам. Для этого пивовару надо чётко представлять, какую бутылку он хочет купить и сколько, а не просить «прислать прайс», – рассказывает Дегтярук.

Однако есть и риски. Производители пива теряют миллионы рублей из-за того, что стеклозаводы банкротятся или просто не выполняют обязательства. Ситуации, когда пивовар вносит предоплату, а бутылки так и не получает, случаются все чаще. Кроме расходов на неполученную партию бутылки производители пива также теряют деньги из-за сорванных производственных процессов, простаивания линии розлива.

Стоит учитывать и то, что смена поставщика бутылки приводит к дополнительным издержкам на логистику и повторной оплате пресс-формы для фирменной тары.

В такой ситуации пивоварам можно посоветовать только одно: относиться к поставщикам стеклотары, как контрагентам с повышенным риском.

Сейчас нужно внимательно изучать во всех доступных источниках, в каком состоянии находится стеклозавод. И, конечно, прорабатывать резервные варианты.

Что может помочь производителям стеклотары?

Опрошенные нами эксперты предложили несколько шагов, которые могут поддержать стеклотарную промышленность.

Субсидирование экспорта

– Первый и очень важный шаг – это субсидирование экспорта. Российская стеклотара все больше пользуется спросом в Европе, но логистические издержки не позволяют значительно увеличить объем, поставляемый на экспорт, – рассказывает Владимир Долгов.

Снижение ставок по кредитам

Ассоциация производителей стеклянной тары считает, что государству нужно помочь предприятиям льготными ставками по кредитам на модернизацию производственных мощностей.

– Сегодня средняя по размеру печь стоит минимум полмиллиарда рублей, а с такими процентными ставками как сейчас, приобрести их практически невозможно. Без нормального инвестиционного кредитования подняться невозможно. В первую очередь, нужны кредиты не по 16-19%, как сейчас, а 3-4%. До кризиса 2008 года банки финансировали модернизацию и реконструкцию заводов, реально было получить кредит на 7-10-15 лет, под страховку от невыплаты, а не под залоги и личное поручительство, при этом ставка была 4,5%. Сейчас взять кредит на пять лет практически невозможно. Поэтому, прежде всего, нужно законодательство изменить с репрессивного на нормальное, – считает Вадим Дегтярук.

Упорядочивание тарифов на энергоресурсы

Одна из основных статей расходов стеклозаводов – энергоресурсы, это одна из самых энергоемких отраслей. При этом механизм формирования тарифов на электричество, газ, тепло не прозрачен и различается от региона к региону. Если бы государство смогло оптимизировать тарифы на энергоресурсы, это бы существенно разгрузило расходы стеклозаводов.

Пока же отрасль находится в зоне риска, а с ней и ее клиенты – пивоваренные предприятия.

1 4362
Поделиться
Лица
Смиренный Игорь Николаевич

Главный редактор журнала «Тара и упаковка».

Комментарии 1
1
09 декабря 2018, 21:21

статью дерибаска заказал?

12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
0 7516
Мнение: почему пивовары должны правильно определять стили своего пива