Аналитика

← Обратно к аналитике
29 ноября 2016, 10:40

Пойдет ли правительство на отдельное регулирование пива от прочего алкоголя?

Из-за продолжительного спада на пивном рынке отечественные производители призвали правительство снять ограничения на продажу и рекламу напитка. Найдут ли их чаяния отклик со стороны регулирующих органов?

В конце ноября Высшая школа экономики (ВШЭ) и Союз российских пивоваров представили на суд Минэкономразвития (МЭР) Концепцию раздельного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции. В документе предлагается разрешить продажу пива в нестационарной рознице, снять ограничения на его рекламу и лишить региональные власти возможности устанавливать свои барьеры для производителей.

Выдвинуть эти предложения участников отрасли заставил спад на пивном рынке, продолжающийся в течение 5 лет. В 2010-2015 гг. производство пива в России падало со среднегодовым темпом 7%, достигнув 7,3 млрд л (Таблица 1). На рынок негативно влияют как законодательные ограничения в отношении алкогольной отрасли, так и экономический кризис в целом: потребители стали более консервативно подходить к покупкам в условиях спада реальных доходов, сократившихся в 2014 году на 0,7%, а в 2015-м - на 4,3%.

Однако в 2016 году ситуация в отрасли изменилась: по итогам первых девяти месяцев производство пива в годовом выражении увеличилось на 3%. Рост связан с началом продаж пива в ПЭТ-упаковке большого объема и благоприятными погодными условиями, установившимися на большей части России летом, говорится в отчете «Пивоваренной компании «Балтика». Положительный эффект оказал и чемпионат Европы по футболу-2016, считают аналитики IndexBox: его показ по ТВ сопровождался рекламными кампаниями производителей.

Менее оптимистично на положение отрасли смотрит Максим Курохтин, руководитель отдела маркетинга ОАО «Томское пиво» (крупнейший в России производитель разливного пива): по его мнению, рост производства - это статистическая фикция, связанная с внедрением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая поспособствовала выходу из тени небольших пивоварен. В реальности прироста производства нет, так как потребление продолжает падать, отмечает собеседник IndexBox.

Самым быстрорастущим сегментом отрасли является безалкогольное пиво, на долю которого приходится 1,2% производства пива в России: во втором квартале 2016 года его выпуск увеличился на 90%, а в третьем квартале - на 19%, достигнув 30 млн л. При этом на протяжении большей части 2015-2016 гг. месячный выпуск в годовом выражении показывал прирост.

Позитивная динамика в этом сегменте в значительной степени объясняется тем, что к рекламе на ТВ без ограничений допущены только безалкогольные сорта пива. Реклама же алкогольного пива разрешена только в спортивных трансляциях и на специализированных спортканалах. Поэтому производители часто спонсируют показ спортивных мероприятий на ТВ и размещают собственные ролики внутри трансляций.

За январь-сентябрь 2016 года выпуск в стоимостном выражении увеличился на 13% г/г, при этом средние потребительские цены повысились на 10% г/г. Рост цен был связан с запретом на использование вторичного стекла, увеличением акциза на спирт, и сокращением числа точек продаж слабоалкогольных напитков (киосков), считают аналитики IndexBox. Еще одним фактором стала девальвация рубля, заставившая международные компании повысить цены, чтобы компенсировать падение валютной выручки.

В третьем квартале 2016 года регионом-лидером по производству пива являлся Приволжский федеральный округ, на долю которого в структуре общероссийского выпуска пришлось 28,3% (579 млн. л). Вторым и третьим по значимости были Центральный и Сибирский ФО, на территории которых в период с июля по сентябрь 2016 года было произведено 576 млн. л (28,1%) и 332 млн. л (16,2%) соответственно.

Экспортный потенциал российских производителей остаются невысоким, полагают опрошенные IndexBox участники отрасли. На сегодняшний день ведущим российским экспортером является «Пивоваренная компания «Балтика», на которую приходится 48% внешних поставок пива из РФ (данные компании) - ее продукция представлена более чем в 75 странах мира. Российское крафтовое пиво, в силу своей экзотичности, может быть интересно зарубежным потребителям, отмечает г-н Курохтин. Однако наладить статистически значимые экспортные поставки из России сложно из-за логистических затрат, констатирует собеседник IndexBox: выгоднее наладить контрактный розлив или локализовать производство в предполагаемых странах-получателях - к примеру, у «Балтики» есть завод в Азербайджане, а у «МПК» - в Казахстане. Сегодня и правительство, и пивовары заинтересованы в наращивании продаж и выпуска пива - это увеличит и выручку участников отрасли, и их отчисления в бюджет по акцизам. Поэтому регулирующие органы могут пойти на отделение регулирования пива от алкоголя. Однако, вне зависимости от их действий, сегменты безалкогольного и крафтового пива будут оставаться самыми быстрорастущими на российском рынке, заключают аналитики IndexBox. 

01527
Поделиться
Комментарии 0
10 мая 2018
Český pivní festival 2018 (Прага)

Český pivní festival пройдет с 10 по 26 мая на пражском холме Летна.

20 мая 2018
Budapest Beer Week

С 20 по 27 мая в Будапеште пройдет Budapest Beer Week (BPBW). Главным событием фестиваля станут дегустационные сессии, которые пройдут 25-26 мая, за ними последуют афтерпати в баре Dürer Kert. Также в программе недели — тап-тейковеры, встречи с пивоварами, концерты и т. д.

22 мая 2018
27-й Международный форум «Пиво» (Сочи)

27-й международный форум «Пиво» пройдёт в сочинском отеле «Жемчужина» с 22 по 24 мая 2018 года.

Лучшее
0 13392
Секреты продажи крафта от Николая Желагина